644. Блаженство, Нирвана, Божия близость и все равнозначащие названия состояний высших обычно понимаются в земном разумении. Так блаженство — непременно блаженное забытьё и услада какого-то отдыха бездействия, но забвение может лишь пониматься как забвение земных средств и примеров. Действительно, к чему такие ограниченные земные приёмы, когда уже можно действовать высшими энергиями? Можно ли сопоставлять Божию близость с бездействием и впадением в забытьё? Такое соотношение противно самому смыслу приближения к Высшему Началу. Такое приобщение к Высшему, такое преображение высшими энергиями, прежде всего побуждает к усиленному напряжению всех сил. Даже человек в чрезвычайном напряжении не может забыться. Но среди прикасаний огненных сияний тем более зерно духа воспламеняется, и неудержимо стремление к мысленному творчеству.

Можно удивляться, к чему пытаются ограничить и умалить значение Огненного Мира. Они хотят представить его в земных рамках, так же как утверждать, что жители иных миров должны быть в земной оболочке при земных условиях. Только неразвитое воображение может так ограничивать Мироздание. Потому так забочусь о развитии воображения, как основы стремления в высшие миры.

645. Как может мысленно творить человек, который даже не в состоянии представить себе желаемое положение? Как может он мыслить об изысканности форм, когда он не представлял их себе мысленно, пытаясь окружить себя достойно Высшего Существа? Не в роскоши дело, но в соответствии. Только явление соответствия может повышать духовное сознание. Древние обращались к закону пропорций, ища решение в числах, но выше чисел огненное сознание наше, которое творит по непреложности. Ничто не умаляется в этой непреложности, которая отражает в себе закон огненный на путях земных. Так можно постепенно чувствовать закон высший.

***