239. Надо привыкнуть, что ничто полезное не пропадает. Надо привыкнуть к сознанию о количестве опасностей окружающих. Надо привыкнуть к сознанию тягости знания. Будда заповедал сыну сохранять радость, ибо это есть труднейшее на земле. Лучше сохранить всю тягость знания, нежели пребывать вне действительности.

240. Нужно пересмотреть все соображения о смерти. Если нет мысли о самоубийстве, если всё было полно трудом, то разве нужен долгий век в одном теле? Полезнее разбивать время на несколько опытов. Экономия энергии есть основа мироздания. Последовать в новый дом, наполненный озоном, значит получить доступ к новым накоплениям.

Дело йога — разрушать почитание смерти. Можно дойти до такой ограниченности, что переезд в соседний город начнёт казаться событием. После придётся не переменять жилище, и представит трудности перемена одежды. Неподвижные люди более всего боятся смерти. Думать о ней не решаются и преходящий момент возводят в конечное состояние. Но даже на теле обновляется кожа, и мы не зовём гробовщиков хоронить спавшую шелуху. Почему же от микрокосма не провести сопоставления с Макрокосмом, помня все определения нерушимости духа, о которых говорит Бхагавад-Гита.

241. Может ли йог чувствовать себя утомлённым? Конечно да, если даже он может болеть; но он будет знать, что новый запас энергии должен быть накоплен. Он будет знать, где энергия была перерасходована, и спокойно применит валериан и мускус.

Счастье знать, что наш аппарат нуждается в возобновлении энергии. Усталость от прошлого есть счастье для будущего. Новое накопление всегда опережает прошлое. Значит, усталость есть наш друг. Благодаря ей мудрый змий сменяет кожу, но змий не жалит во время обновления. Змий знает, что удача обновления зависит от покоя. Потому человек, имеющий причину устать, разумно предпишет себе отдых, вызвав к работе совершенно другие центры.

***