414. Учение Агни-Йоги нуждается в постоянном горении. Иногда нужен отдых от проявлений, но внутреннее пламя неугасимо. Символ неугасимости указан во многих Учениях как степень познания. Нужно привыкнуть к явлению постоянного огня. Указание извне не будет истинным побудителем. Как костёр, горит пламя наше, и недостойно мешать ему.
Множество малых подробностей и увлекательных опытов принесёт зажигание огней. Учение может предусматривать направление, но не должно связывать мёртвыми обрядами. Заметьте, самые значительные мистерии начинали падение, когда обряды делались сложными и мёртвыми. Учение может жить так же свободно, как Пламя Пространства.
415. Изощряйте, изощряйте сотрудников! Самое опасное для работы человеческой будет застой. Нужно большое сознание, чтобы держать ритм действия. Когда наступает час действия, люди обычно предаются посторонним мыслям и в результате на тигра посылают воробьиную стрелу. Это не только нецелесообразность, но отослание внимания. Человек, лишивший себя внимания, не будет ли ниже животного?
Существо духовно неподвижное не будет Архатом. Учитель говорит вам иногда о надобности отдыха, но никогда не сказано, что отдых подобен духовной смерти. Не слышит и не видит тот, кто ограничил себя.
Нам говорят о неподвижных Архатах, но эта неподвижность лишь внешняя. Многие впадают в приятное настроение, когда находят причину неподвижности ими оправданной. Но призыв действия им портит совершенно сознание. Можно ли таких людей допускать к стихии огня, которая по самой природе своей требует настороженности? Огонь — это скерцо и фуга. Анданте может относиться лишь к обгорелым углям. Конечно, разные волны пламени созвучат разным ритмам, но Агни-йог не будет лежебоком.