661. Изуверство недопустимо: в нём нет ни преданности, ни любви, ни великодушия, но лишь возвращение к животному состоянию. Изуверство рождает предательство, вражду и жестокость. Изувер не достигает Огненного Мира, ибо любовь есть ключ к нему. Изуверство — как запущенная болезнь: если она не замечена сразу, она делается неизлечимой. Такое сознание должно встретить большие потрясения, чтобы понять явление истинной преданности. Одним отталкиванием не приобрести качество магнита. Потому так забочусь, чтобы вы не упускали ни одного показания дружелюбия. Нужно соблюдать лучшее топливо для огня сердца. Запас дружелюбия рождает истинное сострадание, которое противоположно жестокости изуверства. Изуверство знает лишь самость, которая самомнительно говорит: «Или всё, или ничего». И так как всё невозможно, то остаётся ничего. Потому обращайте внимание даже на малые признаки изуверства. Излечивайте их с великим терпением, как заразную болезнь. Именно изуверство потрясало прекрасные Учения и вытравляло зачатки любви. Нужно старательно подготовлять всё, что может облегчить доступ Агни в сердце наше.
662. Улучшение сознания обычно относят на долгие сроки. Но можно видеть, как, даже среди земных условий, на глазах растёт сознание. Конечно, для такого роста нужно, с одной стороны, нагнетение и, с другой, близость к магниту уже огненного сознания. Можно радоваться каждому росту сознания, когда оживают древние накопления духа. Можно радоваться, когда обновляется сущность жизни под близостью сердца зажжённого; при этом нужно различать расширение, просветление сознания от низкого психизма. Мы вовсе не рады видеть, как умножается число общения с низшими слоями Тонкого Мира. Можно не забыть, что низшие сущности, даже помимо постоянного одержания, могут как бы одурманивать сознание. От низшего придёт низшее.
Так ещё раз поймём, почему так нужно сердечное устремление к Высшему. Простые максимы не должны быть высокомерно презираемы; в них в простоте утверждается самое насущное. Когда воин готов к битве, его Водитель осмотрит. Так особенно нужна забота, когда говорю о самой тонкой стихии огня. Не нужно понимать огонь как химическую формулу. Нужно достойно понять всю его неизреченность. Уже в древности находим всевозможные описания качеств Огня, как он всепроникает все предметы; и нет небесного тела, не пронизанного огнём. Так не избежать стихии самой светоносной; и мудро готовиться к встрече с нею и знать, что познание Огня высшего полезно для преоборения низших огней.