899. Урусвати знает сущность своеволия. Некоторые не понимают различия между своеволием и свободной волей, — прямое различие существует. Свободная воля действует по закону космического ритма. Она начало добра, но своеволие будет враждебно гармонии. Человек, предавшийся своеволию, может натворить неисчислимые бедствия.

Невежество есть матерь своеволия. Человек в таком бедствии не знает Мира Надземного. Он надеется, что и повсюду он будет самовольным творцом своего порядка. Можно убеждаться в неправом пути своеволия, когда известны законы надземные. Человек не может устранить проявление Космической Справедливости. Человек такой будет подобен пловцу, ныряющему в глубину океана. Он не может достать жемчуг, если не имеет приспособлений. Но своеволие плохой советчик, и гибель ведет оно за собою.

Пусть учитель скажет детям о различии между победной свободной волей и гибельным своеволием. Пусть дети поймут, как прекрасен путь свободной воли, когда человек в мировом океане будет строителем Будущего.

Мыслитель предостерегал против безумия своеволия.

900. Урусвати знает сущность самонедоверия. Если самомнение, самоволие пагубны для йога, то самонедоверие вредоносно. Люди не понимают границу между самомнением и самонедоверием, но все психические границы очень неявны. Только гармония может показать, как различны многие понятия.

Конечно, и познание Надземного Мира тоже научает, как различать вред недоверия к себе. Представим себе человека, болеющего самонедоверием, в Тонком Мире; он окажется несчастным, ибо не сможет воспринять реальность Тонкого Мира. Он не доверяет себе, и сама действительность надземная будет ему казаться галлюцинацией.

Но как приучить себя в земном мире признавать реальность безотносительную? Люди с малых лет слышат об относительности всего, такое суждение мешает им заглянуть за пределы земного, грубого тела. Но йог научается верить своему «третьему глазу». Он открывается постепенно приказом воли. Пусть йог признает и Мир Надземный, который выступит перед ним непреложно и неоспоримо. Без самомнения йог утверждает виденное, и никто не поколеблет такую реальность. Зато йог вступает в Надземный Мир сознательно, как желанный и жданный гость.

Пусть школы найдут простые слова о Мире Надземном, где может быть прекрасно каждому пожелавшему преуспеть.

Мыслитель говорил: «Учитесь жить одновременно в Земном и Надземном Мире».

***