227. Про дыхание нужно утверждать, когда так неслыханно загрязнена атмосфера; до явления гор достигает сгущённая подавленность. Никогда не было такой плотности нижних слоёв. Это явление можно бы исследовать, и люди могли бы задуматься об особенностях нашего времени. Так мы можем даже примитивными способами познавать, насколько это время особенно.

228. Не честь, если кто соблазнится тёмными. Не есть честь, если не найдётся сказать против тёмных уловок. Не будем думать, что уменьшатся ухищрения нападающих. Неправильно думать, что когда-то наступит нерушимый покой. Каждое потрясение есть лишь оселок пробный. Так нужно ждать каждое утеснение как напряжение для прыжка. Кто же исчерпает глубину духа, если она существует? Кто же измерит, и какими мерами, наполнение сердца? Поистине, сердце отвечает за себя. Поистине, лишь язык сердца может дать сущность сущего. Потому не убоимся утеснения напрягающего. Сомнение может расслабить каждое напряжение; потому отвергнуто сомнение, и породитель его зовётся отцом лжи.

Подробности происходящего отвечают большому значению суждённого. Можно радоваться этим подробностям, ибо напоминают они некоторые славные страницы.

229. Кто же и что же заменит единение сердец, которое, как костёр пылающий, несёт зовы к дальним мирам? Кто же может устрашиться, кто хотя бы однажды коснулся Беспредельности?

230. Разве не должно наполнять приливом энергии сознание, что даже малейшее накопление духа важно для будущего? Решительно всё положительное определяет нашу сокровищницу будущего. К тому же, ради Иерархии, неуместно обнищать духом. Но каждое завоевание и нахождение может быть принесено человечеству. Конечно, своекорыстие невместно ни с Иерархией, ни с пламенным сердцем. Так наполнение сердца может быть трёх родов: или личное, себялюбивое, иначе смертное; или самоотверженное о близком, определённом, иначе говоря, подвиг среди жизни; или вселенское наполнение ко всему человечеству. Это наполнение и легко и трудно; легко, освобождая от Земли, но трудно, утверждая чувство поверх рас и народов. Но вселенское наполнение сердца нуждается в опытном исследовании и упражнении. Всё равно как бы вам предложат уложить в малый ларчик содержание целого дома; но испытанный дух не затруднится выбрать самое ценное.

Кто же затруднится принести по Иерархии ценные накопления, тот вообще не поймёт о ценностях. Так нужно привыкать не пропускать ничего и быть готовым отдать накопления по Беспредельности.

***