441. Урусвати знает, сколь необходимо пресекать всякие недоумения. Мы упоминали о пранаяме, но в то же время указывали на естественные пути восхождения. Не будет ли в этом противоречия? Поясним — Мы не отвергаем пранаяму и даже указываем на полезность ее. В некоторых случаях пранаяма будет как лекарство для организма.

Мы постоянно советуем легкую пранаяму. У нас дыхание есть важный процесс, но во всем естественная пранаяма будет наилучшим решением. Люди не должны лишь определенное время посвящать очищению дыхания. Они нуждаются в этом многократно в течение дня. Потому целительно вдохнуть свежую прану несколько раз перед произнесением каких-либо значительных слов. Такая естественная пранаяма ответит современному положению вещей.

Могут сказать, что ораторы часто употребляли такой метод. Но редко они действовали сознательно; между тем именно сознательность преобразит каждый вздох. Таким образом, возражатель поймет, что известное качество пранаямы Нами весьма утверждается, но мучительные древние приемы должны быть пересмотрены.

Также должны быть обновлены и кастовые воззрения. Некогда в глубочайшей древности такие ограничения мудро предусматривались, но эволюция совершила много оборотов, и мудро будет переоценить жизненные условия. Пусть не явится препятствием предрассудочное мышление.

Мыслитель учил, что на Земле не может быть рабского состояния, иначе природа людей не была бы божественной.

442. Урусвати знает, что каждое событие является звеном длинной цепи причин и следствий. Обычно под событием понимается нечто важное с земной точки зрения, но каждое обиходное проявление подлежит такому же закону. Кто может решить, где произойдет зарождение великих событий?

Расширенное сознание помогает оглянуться, чтобы усмотреть истоки событий. Такое чувствознание важно приобрести, чтобы не рассудком, но скорым чувством постичь путь событий. Невозможно, чтобы люди длительно раздумывали над происхождением каждого бытового явления, но путь жизни нужно осознать. Только в таком осознании истоков придет и естественное предвидение.

Такие звенья уже скованной цепи нужно научиться предвидеть. Не говорю о ясновидении, которое доступно лишь немногим, но имею в виду естественное предвидение, основанное на причинах как близких, так и дальних. Пусть не думают, что естественное предвидение легко достигается, но светоч позволяет смотреть как назад, так и вперед. Прошлый путь уже знаком по многим приметам, но будущий может явить очертания совсем незнакомые, и как путник разберется в них?

Мы уже не раз говорили о естественном чувствознании, пусть общение с Нами поможет такому естественному продвижению. В таком движении пусть будет понято, что некоторые обиходные явления гораздо значительнее так называемых мировых событий.

Мыслитель указывал, что каждый человек бывает двигателем самых замечательных событий, но редко осознает такое мгновение.

***