357. Существуют мнимые больные, которые внушают себе все признаки болезни. Но имеются еще более опасные виды, когда человек имеет в себе зачатки болезни и, вместо противоборства, поддается ей и сам лишает себя возможности выздороветь. При первом случае можно легко действовать внушением, ибо самой болезни нет, но во втором — гораздо труднее. Человек сам ускоряет процесс болезни. Он становится слугою своего заболевания; он старается всеми силами усугубить симптомы болезни. Он постоянно следит за собою, но не в желании выздороветь. Он впадает в самое губительное саможаление и тем отгоняет всякую возможность внушения.
Человек даже обижается и сердится, когда ему говорят о возможности исцеления. Так можно дойти до опасной степени подавленности, которая уже не может быть претворена в подъем сил и действует как бы обратная энергия, и человек лишается своего основного блага — стремления к самоусовершенствованию.
358. Неудивительно, что, наконец, и в больницах применяется внушение. Несколько веков потребовалось, чтобы признали реальность этой энергии. Но и признание весьма ограничено. Вместо широкого применения во всей жизни, начинают пользоваться ею лишь при некоторых хирургических операциях. Но ведь у нас уявлена возможность прилагать ту же энергию и при ненормальностях пульса, и при нервных воспалениях, и при параличах, и накожных заболеваниях.
Словом, психическая энергия может помочь человечеству на всех путях.
359. Люди не желают видеть сущности происходящего. Но сущность происходящего не меняется от личного желания или отрицания. Никто не может сказать, что Армагеддон не ведет к победе сужденной. Удивительно видеть, как люди долго не понимают сужденного. Так бывает при пожаре дома, когда жильцы не хотят поверить, что нечто уже совершилось.
Сама очевидность не помогает там, где человек сам завязал глаза.