Спирина Наталия Дмитриевна

О картинах Н.К. Рериха

(1999-2003 гг.)

Настала пора приближения Новой Эпохи, когда сознание людей необходимо насытить этим понятием, данным нам в великих символах, воплощённых в картинах Н.К.Рериха; через его искусство приобщить людей к великому понятию Шамбалы.

На Восходе, 2001, No 12

"Церковь Сергия". 1935 – 1936
Храм как молитва стоит на высоком холме среди снегов России. Он устремляется ввысь и доходит до дальних миров и общается с ними в победном слиянии Космической Любви, для которой не существует расстояний.

Перед Восходом, 1999, No 12

"Матерь Мира". 1924
Матерь Мира – это символ Мироздания. Мы видим и знаем только малую его часть, поэтому для нас оно в целом останется Тайной, которую мы до конца постигнуть не сможем. Думается, именно поэтому изображена Матерь Мира с полузакрытым Ликом, что придаёт картине особую торжественность и особую значимость. Мы начинаем понимать, как мало мы ещё знаем, как много нам предстоит узнать и как много ещё не раскрытых тайн в Космосе... И, по мере нашего совершенствования, нам постепенно будет открываться познание дальних миров.

Перед Восходом, 1999, No 12

"Часовня Сергия на перепутье". 1937
Солнце не стоит на месте – оно или восходит, или заходит. Но у нас оно восходит, потому что мы идём к новому, небывалому Будущему, к Эпохе Света, которую мы ждали тысячелетия.

На Восходе, 2000, No 7

"Добрые травы" ("Василиса"). 1941
На этой картине мы видим образ прекрасной женщины, собирающей добрые травы для близких и далёких; сердце женщины, сердце матери заботится о здоровье всех; и выражена эта забота в трудах Василисы Прекрасной и Премудрой, знающей, какие именно целебные травы людям потребны.

На Восходе, 2000, No 10

"Sancta Protectrix" ("Святая Покровительница"). 1933
Sancta Protectrix – Святая Покровительница и Охранительница мировых сокровищ Искусства, Красоты и Знания – символизирует космический материнский подвиг Женского Начала.

На Восходе, 2001, No 4

"Христос в пустыне". 1933
У Николая Рериха есть поразительная по своему откровению картина "Христос в пустыне". В глубоком мраке движется светоносная фигура Спасителя среди мрачных, холодных скал, проливая на них тёплый, розовый, живительный луч. В своих холодных глубинах оживают каменные души и взирают на Христа с немой надеждой. А впереди на чёрном каменном выступе гнездится череп с оскаленными в страшной злобе клыками и выпученными пустыми глазницами, чуя своё неминуемое поражение. Светоносная фигура тихо, но неуклонно движется на него, и в этом неотвратимом движении залог того, что смерть и зло будут побеждены. Не вынесет тьма розового света вселенской любви, она обречена. А над скалами и над обликом Великой Жертвы горит одиноко Звезда, предвестница утра. И где-то вдали небо начинает светлеть. День новый непреложно настаёт.

На Восходе, 2001, No 4

"София-Премудрость". 1932
На картине Н.К.Рериха "София-Премудрость" в огне явлена стремительно летящая над землёю на белом коне Всевышняя Премудрость, объединяющая и охраняющая всех людей доброй воли и их творческие достижения под Знаменем Мира, Знаменем грядущего синтеза.

На Восходе, 2001, No 4

"Чинтамани". 1935 – 1936
Великая эпоха приближается! Белый конь несёт полыхающий огнями Камень Счастья, суждённый всем народам Земли. Ожидания сбываются; легенды претворяются в жизнь. Наполнимся радостью ожидания Грядущего!

На Восходе, 2001, No 12

"Оттуда". 1936
Оттуда, из-за дальних великих священных гор, через гремящий поток идёт прекрасная женщина и благоговейно несёт в молитвенно сложенных руках весть о Священной стране, откуда она была послана благовестить о грядущей Эпохе спасения и возрождения нашей планеты.

На Восходе, 2002, No 1

"Знамя Грядущего".
Сюита "Майтрейя" ("Красный всадник"). 1925
Устремление в будущее – основная нота творчества Н.К.Рериха. "Нет прошлого, есть свет будущего – им идите" (Листы Сада М., Озарение, 1-IX-13). И об этом Свете благоговейно слушающим местным жителям вдохновенно повествует лама, устремляя их в грядущую Эпоху добра и света, к которой нужно подготовить людей, чтобы её достойно принять и претворить в жизнь.

На Восходе, 2002, No 2

"Ведущая". 1924
Та, которая ведёт,
Знает: Небо нас зовёт.
Путь один – вперёд и вверх.
Назначает человек
Сам себе свою судьбу;
И вступает он в борьбу
С ветхой личностью в себе,
Побеждая в той борьбе
Иллюзорный мир земной,
Мир никчёмный и пустой.

                  Н.Д. Спирина

Высоко в гору устремлённо поднимается женщина в белых одеждах. А за ней, держась за край её длинного одеяния, на коленях продвигается мужчина. Скалы своими вершинами тоже устремляются в небо, как бы молясь ему. Елена Ивановна Рерих писала: "...Женщина должна настолько подняться сама духовно, нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь и мужчину за собою. Помните картину Николая Константиновича "Та, которая ведёт" ("Ведущая"). Так женщина... должна стать не только полноправной сотрудницей в устроении всей жизни, но и вдохновительницей на жизненные подвиги". Сама Елена Ивановна являлась высоким примером, конкретным воплощением этого предназначения женщины.

На Восходе, 2002, No 3

"Сострадание". 1935 – 1936
Идея сострадания может быть выражена в разных формах. Но как трогает то, что мы видим на картине Н.К.Рериха! Риши подставляет свою руку под стрелу, чтобы защитить лань, доверчиво ищущую у него спасения. Акт великого милосердия изображён в этом принятии чужой боли или даже смертельной опасности на себя. "Приняв на себя спокойно чужое страдание или тягость, на огнях своего сердца можно его нейтрализовать, и тогда помощь будет действительной и сильной. Как на картине Гуру: защищая, Риши принял удар и стрелы на себя, в свою руку, но зато и защитил преследуемую жертву. Это и есть истинная помощь – принять на себя удар, предназначенный тому, кому оказывается защита. Это и есть истинное сострадание" (Грани Агни Йоги, VIII, 530).

На Восходе, 2002, No 6

"Зороастр". 1931
У Николая Константиновича Рериха есть величественная и торжественная картина: на вершине высокой скалы Старец держит в руках пламенную чашу и изливает из неё огонь на землю. Лаконично и проникновенно передаёт на этом полотне художник значение великой миссии иранского Учителя и пророка древности Зороастра. И его ли одного? Не все ли великие духовные Учителя приносили во мрак человеческого существования свет огня Знания, Мудрости и Любви?! "Огонь пришёл Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся" (Евангелие от Луки, 12: 49,51). Огонь возгорался в сердцах и сознаниях людей, в свете его они начинали видеть путь свой и постигать своё назначение на земле.

Рукою щедрой Проливаешь Свет
Высоких несказуемых планет
На мрак земной – и будет побеждён,
И навсегда с Земли исчезнет он.

На Восходе, 2003, No 3

***

Спирина Наталия Дмитриевна (1911-2004) – деятель культуры, известный рериховед, поэт и прозаик, основатель Сибирского Рериховского Общества, инициатор создания Музея Н.К. Рериха (г. Новосибирск), Мемориального дома-музея Н.К. Рериха (с. Верхний Уймон, Республика Алтай).

Текст приводится по изданию: Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. – ОТБЛЕСКИ: 1944-1993. – Новосибирск: Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2008.

***