В.М. Сидоров
Утверждая гуманизм
К столетию со дня рождения Н.К. Рериха
Жизнь Николая Константиновича Рериха была подвигом. Он написал семь тысяч картин. Воспитанник русской реалистической школы (его учителем и наставником был прославленный Куинджи), Рерих навсегда остался верен ее традициям. «Истинный реализм, утверждающий сущность жизни, для творчества необходим», – писал он в одной из статей. Определяя свой стиль, Рерих к слову «реализм» добавляет эпитет «героический». «Героизм – основное качество человека», – утверждал художник. Вот почему главным, определяющим мотивом его творчества становится борьба Света и тьмы, победа Света. Этот мотив властно звучит в картинах, исполненных глубокой символики.
У истоков творчества Рериха стоял Лев Николаевич Толстой. Добрыми словами он напутствовал юного художника. Уже первая картина Рериха «Гонец» (сейчас она находится в Третьяковской галерее) дала возможность великому писателю высоко оценить духовную направленность ее автора. Друзьями Рериха были Стасов, Горький и многие другие выдающиеся представители русской культуры.
Современников восхищала необычайная разносторонность дарования Рериха. Действительно, в наш век узкой специализации его фигура представляет собой уникальное явление. «Когда я думаю о Николае Рерихе, – говорил Джавахарлал Неру, – я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения. Великий художник, великий ученый и писатель, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений». Литературные и научные труды Рериха еще мало изучены, не собраны воедино. Несомненно, что они займут немало полновесных томов.
Великий труженик, он никогда не замыкался в тесных стенах мастерской или лаборатории, не отделял себя от нужд, забот и тревог своего века. Известно активное участие Рериха в общественном движении за мир и роль, которую сыграл художник в принятии Пакта о сохранении культурных ценностей.
Жизнь и творчество художника были подчинены благородной цели – сближению культур разных стран и континентов. В двадцатые годы Рериху неоднократно приходилось бывать в США. Здесь он становится одним из пионеров и провозвестников советско-американских культурных связей. Музей имени Рериха в Нью-Йорке, где собраны сотни картин художника, поныне является активным пропагандистом нашего изобразительного искусства за рубежом. Благородным было влияние Рериха на прогрессивных художников Америки, в первую очередь здесь следует назвать имя Рокуэлла Кента.
Но, конечно, особое место в творческой биографии Рериха занимает «индийский» период. Тяга к Востоку, интерес к индийской культуре очень рано определили направление творческого поиска художника. Он поддерживает гипотезу о единых корнях индийской и русской культур, вынашивает планы научной экспедиции в глубины азиатского материка. Первая мировая война помешала этим планам, но не сорвала их. После долгой и тщательной подготовки в 1923 году начинается экспедиция Рериха по маршруту Великого Индийского пути, которая длилась более пяти лет.
В 1926 году Рерих приезжает в Москву, где встречается с Чичериным и Луначарским. Согласовав задачи экспедиции, он продолжил свой маршрут.
Судьба художника и ученого сложилась таким образом, что значительную часть жизни он находился за рубежом. Но Рерих не был эмигрантом, он не стал подданным другой страны. Вдали от родины художник ощущает себя ее своеобразным духовным представителем. К ней обращены его сокровенные мысли и слова. «Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах будем оборонять», – пишет Рерих накануне схватки с фашизмом.
Последние годы Рерих живет в Индии, в предгорьях Гималаев. Здесь он создает Гималайский институт научных исследований.
«Индийский» период творчества Рериха – самый зрелый, самый насыщенный. Гималайская серия картин – вершина его мастерства. Русские и индийские мотивы органически соединяются в его произведениях. Характерная черта истинно русского таланта, которую принято называть «всемирной отзывчивостью», становится особенно ощутимой в картинах художника. «В них схвачен дух Гималаев и дух самой Индии», – пишет Индира Ганди.
Летом нынешнего года мне посчастливилось побывать в доме, по представлениям индийцев, священном, ибо здесь жил и работал Гуру («Гуру» на русский язык переводится словом Учитель с большой буквы; так и поныне зовут Рериха в Индии). Меня встречал сын Николая Константиновича – известный художник Святослав Рерих.
Говорить о Рерихе-старшем, не упоминая его семьи, все члены которой – одаренные люди, невозможно. Автором оригинальных философских и литературных трудов была его жена Елена Ивановна, правнучка фельдмаршала Кутузова. Исключительно велико ее участие в творческой работе мужа. Знаменитым ученым-востоковедом стал старший сын Юрий Рерих. Он умер в 1960 году в Москве. И, наконец, Святослав Рерих – художник, имя которого широко известно и в Индии, и во всем мире. Продолжая традиции своего отца, он много делает для укрепления индийско-советской дружбы.
Святослав Николаевич проводит меня по дому. Вот комнаты, где работал Николай Константинович. Вот столовая.
— Здесь, у приемника, мы собирались каждый день. Ждали вестей с фронтов, – рассказывает Святослав Николаевич.
Когда началась война, он и его брат Юрий направили телеграмму советскому послу Майскому с просьбой зачислить их добровольцами в Красную Армию.
Гостиная. Кресла с выцветшей обивкой.
— Здесь летом тысяча девятьсот сорок второго года беседовали Неру и мой отец.
Эти дни помечены в дневнике Николая Константиновича записью: «Неделю у нас Неру с дочкою... Славный, замечательный деятель... К нему тянутся... Говорили об индо-русской культурной ассоциации. Пора думать о кооперации полезной, сознательной».
Мимо магнолий и голубых кедров по крутой тропе мы спускаемся к мемориалу Рериха. Камень, на котором высечена надпись: «Здесь в декабре 1947 года было предано огню тело Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет мир».
— Когда сжигали тело отца, – говорит Святослав Николаевич, – его лицо было обращено на север. В сторону России.
Рерих умер накануне возвращения на родину. Уже были упакованы и приготовлены к отправке в Москву картины. Смерть настигла его среди радостных тревог и волнений.
Над памятником проносятся птицы. Высятся горы, поросшие соснами. Мирно рокочет река Биас. Весело играют солнечные блики. На фоне этого радостного пейзажа обретают особую достоверность слова Неру, сказанные им о великом художнике: «Искусство и труд Рериха имеют мало общего с жизнью и смертью личности. Они выше этого, они продолжают жить и в действительности являются более долговечными, нежели человеческая жизнь».
Сидоров Валентин Митрофанович (1932-1999) – поэт, писатель, исследователь творчества Н.К. Рериха, общественный деятель. Член Союза писателей СССР (1966), кандидат филологических наук (1978), профессор Литературного института имени А.М. Горького, основатель и президент Международной Ассоциации «Мир через Культуру».
Публикуется по изданию: Сидоров В.М. Утверждая гуманизм. К столетию со дня рождения Н.К. Рериха // «Правда», 1974, 9 октября, № 282.