Князева Валентина Павловна
Красота – понятие международное
Каждый из нас, кто соприкасается с искусством Николая Константино-вича Рериха, испытывает завораживающую силу его творений. Каждый, кто знаком с литературой о художнике, находит в наших исследованиях афоризм Рериха – «сознание красоты спасет мир». Что же такое красота для художника? В чем оригинальность его трактовки этой проблемы?
На протяжении веков понятие красоты волновало многих философов разных стран, вызывая подчас противоречивые толкования. Для одних сущ-ность красоты сводилась более всего к эстетической категории. Для других она связывалась прежде всего с понятиями духовных ценностей. Многие пытались установить синтез между эстетическими и этическим категориями. Так, напри-мер, более двух тысяч лет назад Платон рассматривал эстетическую сущность красоты как путь к прекрасному в жизни.
Проблема красоты обсуждалась великими деятелями культуры и в более поздние времена. Вспомним Канта и Шиллера. Каждый из них по-своему трак-товал эту сложную проблему. Шиллер, в частности, не соглашался с Кантом за противопоставление этики и эстетики.
Во второй половине XIX века чрезвычайно популярным был Джон Рёс-кин, английский теоретик искусства, философ, публицист. Его идеи о красоте как высокой нравственности оказали значительное влияние на развитие евро-пейской культуры. В России труды Рёскина высоко ценил Лев Толстой.
Необычайно возрос интерес к проблеме красоты в России в конце XIX – начале XX веков, т. е. в годы, когда Рерих формировался как художник и мыслитель. Духовными учителями Рериха в юные годы были Л.Н. Толстой (1828–1910), Ф.М. Достоевский (1821–1881), В.С. Соловьев (1853–1900).
Необходимо особо отметить несколько моментов, связанных с филосо-фией Л.Н. Толстого. Н.К. Рерих, вспоминая посещение писателя в 1897 году, отмечал, что именно в то время горячо спорили о его работах «В чем моя вера?» (1884) и «Что такое искусство?» (1897). В этих трудах Толстой излагал свое учение о религиозно-нравственном самоусовершенствовании, могущем изме-нить жизнь. Глубоко запали в душу Рериха мысли Толстого о необходимости «доброго» искусства, которое будило бы в сердцах людей высокие духовные устремления: чувства любви, братства, единения.
С увлечением читал Рерих труды Достоевского. Достоевский еще в юности, увлекаясь идеями социализма, мечтал об эпохе всеобщего братства. Особые надежды возлагал он на русский народ. «Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только... стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите... Наш удел и есть всемирность, и не мечом приобре-тенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению лю-дей...» – писал Ф.М. Достоевский 1.
В поисках путей к преобразованию жизни Достоевский много внимания уделял проблемам красоты. Красота для Достоевского – прежде всего нравст-венная категория. Она включает в себя понятия доброты, взаимопомощи, ду-ховного подвига. В такой трактовке проблемы писатель был солидарен не толь-ко со многими близкими ему русскими мыслителями. Он обращался также к классической западноевропейской культуре. Большое влияние на формирование его личности оказал Шиллер. И вслед за Шиллером Достоевский утверждал: «Красота спасет мир».
Особое место в русской культуре принадлежит В.С. Соловьеву. Много сил и труда Соловьев отдал философии всеединства. Глубоко изучив труды многих предшественников в России и в других странах, Соловьев развивал свои мысли масштабно. Он считал, что мир должен жить по общим гуманным зако-нам морали. Утверждал категорию любви как приемлемый для всех абсолют. В религии хотел синтеза разных учений. В политике – равных прав для наро-дов.
В своих изысканиях Соловьев не обходил молчанием вопрос о красоте и во многом был солидарен с Достоевским, утверждая синтез таких понятий, как красота и добро. Своему труду «Красота в природе» (1889) он предпослал в ка-честве эпиграфа афоризм Достоевского «Красота спасет мир».
Соловьев оказал огромное влияние на духовную жизнь России. Каждая его лекция, каждая статья вызывали огромный интерес у современников. Он сплотил вокруг себя талантливых единомышленников и учеников и утвердил тем самым одно из направлений русской общественной мысли.
Знаменательно, что Рерих и Соловьев были лично знакомы и испытыва-ли взаимный интерес друг к другу. В частности, сохранилось воспоминание са-мого Николая Константиновича о беседе в его мастерской с В.С. Соловьевым и В.В. Стасовым по волновавшим их вопросам, касающимся выявления общности в культурах России, Литвы и стран Востока.
Современниками Рериха были близкие ему по возрасту философы Н.О. Лосский, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский. Все они входили в блистательную плеяду мыслителей своего времени. Исследователь русской философской мысли Бердяев охарактеризовал эту эпоху как эпоху ренессанса русской культуры. Он писал: «В начале XIX века в России был настоящий куль-турный ренессанс, религиозный, философский, художественный» 2.
Отметим, что такой взлет общественной мысли в России не был случай-ным. Он был рожден самой историей нашей страны и историей западных стран, вступивших в эпоху острого кризиса. Это было время, приведшее к первой ми-ровой войне. Это – время русских революций 1905 и 1917 годов. И на перело-ме двух эпох многие деятели русской культуры были обеспокоены судьбами России и других стран. Многие жили предчувствиями грандиозных перемен и стремились наметить пути, которые способствовали бы прогрессу человечест-ва.
Н.О. Лосский, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский и другие, став во многом наследниками идей Ф.М. Достоевского и В.С. Соловьева, каждый по-своему раскрывали понятия всеединства и красоты. Бердяев в своих философских тру-дах, следуя за Достоевским, утверждал, что красота есть великая сила, и она мир спасет. Флоренский ратовал за неразрывную связь добра, красоты и исти-ны. Лосский стал автором нескольких трудов по философии, этике и культуре. В одной из своих капитальных работ «Условия абсолютного добра» (1931) он выдвигает проблему доброты как верховной нравственной ценности.
В поисках идеалов, имеющих общечеловеческое значение, деятели рус-ской культуры были увлечены не только отечественной и западноевропейской философией прошедших эпох, но также трудами философов Востока. Особенно почитаемыми на рубеже веков стали индийские мыслители Шри Рамакришна и Вивекананда, а также философы древнего Китая Конфуций и Лао-цзы. В учени-ях восточных мудрецов ценились идеи доброты, милосердия, любви, как сла-гаемые духовного мира человека.
Итак, философия всеединства и связанная с ней проблема красоты яв-ляются важнейшими в нашей отечественной культуре на рубеже веков. Рерих, несомненно, был приверженцем этих идей. Не случайно он неоднократно упоминал в своих статьях многих русских мыслителей и особенно выделял среди них Толстого, Достоевского, Соловьева, Лосского. Имена только этих гигантов русской культуры вводят в ту духовную атмосферу, которая была близка Рери-ху.
Как же понимал Рерих идеи всеединства и связанное с ним понятие кра-соты? Понятие красоты у Рериха – необычайно емкое и многогранное. В его литературных трудах мы находим такие наиболее часто употребляемые сочета-ния слов: красота чувств, красота мышления, красота подвига, красота братства, красота преданности, мужества, трудолюбия. То есть Рерих связывает понятие красоты со многими чувствами, мыслями и деятельностью человека.
Естественно, Рерих раскрывал понятие красоты и как эстетической ка-тегории. Красота, утверждал он, это также и все то, что окружает человека и рождает в его душе восторг и радость: красота природы, предметов быта, про-изведений искусства.
Оригинальность концепции Рериха заключается в том, что он включил в понятие красоты ценности, близкие всем народам. При этом ценности в их чис-том, неомраченном виде, вне зависимости от политики, религиозных и нацио-нальных различий. Эти ценности к тому же не имеют временных границ. Они вечные: принадлежат прошлому, настоящему и будущему. Еще в 1908 году Ре-рих писал: «Счастливое прошлое есть у всякой страны, есть у всякого места. Радость искусства была суждена всем. С любой точки земли человек мог к кра-соте прикасаться» 3.
Рерих был убежден, что искусство, зовущее к духовной красоте, прежде всего будет направлено на воспитание человека. Оно могло бы также способст-вовать сплочению народов, установлению между ними «прочных сердечных уз». Сам Рерих так излагал свое кредо: «Учиться радости, учиться видеть лишь доброе и красивое!.. И нам недосуг станет всматриваться в ненавистное. Отой-дет ликование злобы» 4.
Это кредо открывало Рериху врата во многие сферы деятельности. Осо-бенно ярко оно воплотилось в его полотнах. Именно живопись художника дарит нам неповторимый мир красоты, мир, который писатель Леонид Андреев назвал «Держава Рериха».
Творчество Рериха насыщено возвышенными гуманистическими идеа-лами века. Его кисть – это кисть пытливого искателя всечеловеческой правды. И каждый находит в этом наследии ценности, захватывающие мысли и чувст-ва.
Одним из источников для творчества художника были древние мифы. Миф для него представлял ценнейший материал истории. В каждом из них он видел осмысление народом окружающего мира, в каждом из них, будь то миф русский или индийский, выявлял общую цель духовной эволюции. Таковы кар-тины «Идолы» (1901), «Древняя жизнь» (1904), «Человечьи праотцы» (1911), «Кришна» (1946).
Тема, к которой художник часто обращался, – добротворчество. И опять, обращаясь к культурам Востока, Рерих из глубины веков воскрешал то, что роднит народы. Близки по своей этической проблематике картины «Проко-пий Праведный за неведомых плавающих молится» (1914) и «Красные кони» (1925). Во многих картинах женщины ждут героев, провожают их, заботятся о семейном очаге: «Ункрада» (1909), «За морями земли великие» (1910), «Помни!» (1924), «Ведущая» (1924), «Огни на Ганге» (1947) и другие.
Картины, которые заслуживают особого внимания, посвящены теме Учителя. Понятие Учителя было для Рериха священным и в то же время жиз-ненно конкретным. Учитель для него – это тот, кто поможет осознать смысл жизни, необходимость нравственного подвига. Неоднократно художник разра-батывал сюжеты, посвященные русским святым – Прокопию Праведному, Ни-колаю Чудотворцу, Сергию Радонежскому. С середины 1920-х годов начинается работа над серией «Учителя Востока». На полотнах появляются Будда, Лао-цзы, Конфуций, Магомет, Зороастр...
Николай Константинович оставил большое наследие – более 7000 кар-тин. Они разошлись по всему миру и обрели особую ценность в наше время. Перед нами сейчас стоит неотложная задача – дать отпор упадочным явлениям в культуре. Нашим помощником в этой сфере является Николай Константино-вич. Необходимо высоко поднять знамя Рериха – знамя высокой духовной культуры, знамя нравственной красоты.
Будем помнить завет Рериха: «И когда утверждаем: “Любовь, Красота и Действие", мы знаем, что произносим формулу международного языка» 5.
29 октября 1997
Князева Валентина Павловна (1926-2004) – 50 лет была старшим научным сотрудником в секторе живописи конца XIX – начала XX вв. Государственного Русского музея. Автор монографии «Н.К. Рерих» (Л.-М., 1963), книги "Рерих" в серии «ЖЗЛ» (в соавторстве с П.Ф. Беликовым, М., 1972), альбома «Н.К. Рерих. Летопись жизни и творчества» (Л., 1994), биографии Н.К. Рериха (Издательство «Агни», Самара, 1996 г.).
В 1959 году В.П. Князева стала одним из организаторов большой выставки произведений Н.К. Рериха, привезенной из Индии в СССР Ю.Н. Рерихом, в Русском Музее. Вскоре большая часть этой коллекции перешла в дар музею, и тогда В.П. Князева, приступив к ее изучению, начла собирать материалы о жизни и творчестве Н.К. Рериха. Беседы с младшим сыном художника С.Н. Рерихом и вице-президентом музея имени Н.К. Рериха в Нью-Йорке З.Г. Фосдик, посетивших СССР, а также переписка с ними помогли уточнить многие ценные факты. В 1990-е гг. В.П. Князева принимала активное участие в создании Ленинградского (Санкт-Петербургского) рериховского общества, была избрана его председателем.
Публикуется по изданию: Князева В.П. Красота – понятие международ-ное // Петербургский Рериховский сборник / Сост. В.Л. Мельников; Гл. ред. А.А. Бондаренко. – No 1. – СПб.: Издательство Буковского, 1998.