Живкова Людмила Тодоровна

Дело Николая Рериха

Удивительна жизненная одиссея Николая Рериха. Необычайно его творческое дело.

Вынужденный жить после Октября 1917 года вне родины, Рерих всем своим делом учёного и художника являет пример высокого патриотизма. В 1920-е, когда белогвардейская интеллигенция заигрывала с ним, он предпринимает путешествие в СССР и пишет вдохновенные строки о новом сознании советского народа. В 1936 году, когда на горизонте всё яснее виден был призрак войны, Рерих публикует статью «Оборона»:

«Оборона Родины есть долг человека. Так же точно, как мы защищаем достоинство матери и отца, так же точно – в защиту Родины приносятся опыт и познания. <...>

Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизречённые красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах – мы будем оборонять».

Эти слова звучат как клятва. И всей своей многосторонней и самоотверженной деятельностью в годы Великой Отечественной войны Рерих доказал, что верен данной клятве: устройство выставок, сбор средств, учреждение обществ, предоставление своих гонораров на правое дело сражавшейся Родины.

В 1947 году смерть его настигла в тот момент, когда он упаковывал картины и рукописи, готовясь в далёкое и долгожданное путешествие в Советскую страну.

Творчество Рериха исключительно по объёму и многообразию. Оно раскрывает личность с ярким талантом, колоссальной работоспособностью и необычайным богатством интересов. Более 7 тысяч картин и живописных этюдов; целый ряд произведений в области сценографии, мозаики, декоративного искусства; стихи, путевые заметки, мемуары, публицистика; труды по философии, этике, искусствоведению, археологии, истории и этнографии; напряжённый труд международного деятеля высокого уровня, путешественника, страстного исследователя в области фольклора, естествоиспытателя и коллекционера произведений искусства – это далеко не исчерпывающий список его обширной деятельности.

Но если творчество его труднообозримо, то идеи, которые вдохновляли мастера, очерчены совершенно отчётливо. Для Рериха основная движущая сила человеческой эволюции – это труд, не как механический процесс, а как творчество. В творчестве создаётся и растёт культура. Для всестороннего и свободного развития культуры необходим мир. Для сохранения мира необходима мужественная борьба против разрушительных сил невежества. Для успеха борьбы необходимо единство прогрессивно мыслящих людей, доверие, сотрудничество и любовь между народами. В первые дни после Победы, Рерих писал:

«Новое прекрасное трудовое действо откроет врата народных достижений. Культурная связь воздвигнет сотрудничество народов. Обмен искусства породит новых друзей, даст содружество, отепляющее сердца. Старая пословица напоминает: "Взаимность – душа договоров"».

И все эти основные стороны человеческой деятельности – научное и художественное творчество, борьба и героизм, сотрудничество и любовь – являются для гуманиста Рериха синонимами Красоты, которую он неизменно пишет с заглавной буквы. Красота – это свет мира. Такая красота достигает космического охвата – от блеска детских глаз до блеска звёзд.

Такая космичность характерна для всего мировоззрения Рериха, который по-своему воспринимает взаимосвязь между процессами и явлениями. «Не удивительно ли, по-русски слово мир единозвучно и для мирности, и для вселенной. Единозвучны эти понятия не по бедности языка. Язык богатый. Единозначны они по существу. Вселенная и мирное творчество нераздельны».

Духовное кредо Н.К. Рериха заключается в бесконечном развитии и усовершенствовании, духовной эволюции, неудержимом стремлении к Красоте. Для Рериха красота и истина универсальные понятия. Стремление к истине, к красоте присущи каждому человеку. Но как трудно творить, создавать красоту, жить согласно истине! И Рерих борется. Борется за свои идеалы, мысли, стремления, дела. Защищая свою духовную веру, свои универсальные идеи за красоту и гармонию на протяжении всего трудного творческого пути.

Всем своим творчеством и деятельностью Рерих является ярким примером всесторонне развитой личности, творческой индивидуальности, которая реализуется в различных сферах жизни. Такой личностью, которая в своей эволюции соединяет в единое духовные идеалы и способность реализовать их за короткую физическую жизнь.

И сегодня, когда прошло тридцать лет со дня смерти Рериха, его художественное и научное наследие остаётся актуальным. Его картины с их красотой, высотой и чистотой образов очаровывают восприимчивого зрителя. И ряд этических и социальных проблем, поднятых в его публицистике, особенно остро звучат именно в наши дни.

В «Живой Этике» Рерих обозначил основные черты, которые требуются личности, чтобы быть творчески активной и общественно полезной. Он выдвигает принцип осмысленного и целенаправленного труда на общее благо. Он делает упор на необходимость постоянного и последовательного расширения сознания, обогащения духа, вырабатывания критериев соизмеримости и верной ориентации в кажущейся суете повседневности. Проблема эволюционного развития волнует мысли великого творца. В безбрежном океане Вечности высшая справедливость, которая проявляет себя в законах и закономерностях, двигает вперёд колесо жизни. Дух и мысль Рериха стремятся проникнуть и различить установленный ритм, раскрыть непреложный рисунок закона, чувствовать пульс Планеты. Со своим богатым сознанием и интуицией Рерих предчувствовал красоту грядущего молодого поколения и его стремление к бескрайним просторам человеческого познания, чувствовал огненный пульс Планеты, приближение огненной эры. В сознании своём приветствовал бескрайнее шествие народов к свету и красоте. Подчёркивал ответственную роль женщины в настоящем и будущем обществе как создателя непреходящих ценностей и защитника их. Отстаивал необходимость объединения Восточной и Западной культур. Давал беспощадно точный диагноз деградации капиталистического общества, выражающийся в падении моральных ценностей и в упадке культуры. Он один из первых учёных, который со всей необходимой остротой поднял вопрос об охране окружающей среды.

«Пора серьёзно и энергично взяться за это дело. Вследствие невежественного и хищнического обращения человека с лесом и вообще с растительностью, пустыни разрослись до зловещих размеров. Страшно наблюдать, как обеззеленение всё больше и больше стирает защитную и полезную поверхность земли».

Известно, что такое отношение Рериха не ограничивалось предупреждениями и пожеланиями. Его вторая азиатская экспедиция, продолжавшаяся почти полтора года в неисследованных районах, включая пустыню Гоби, была посвящена именно собиранию и изучению сотен видов засухоустойчивых растений, подходящих для борьбы с эрозией.

Но бесспорно, что наиболее актуальная сторона его богатой деятельности – это настойчивая, последовательная и непрестанная борьба за мир. Создатель известного Пакта по охране памятников культуры в случае войны, он стал инициатором многих десятков обществ и национальных комитетов в поддержку Пакта, организовывал конгрессы и международные встречи, читал лекции, писал статьи, налаживал контакты с главами государств.

На первый взгляд отсутствует разумная пропорция между просветительскими, популяризаторскими, организационными усилиями и целью этих усилий – подписание единого Пакта охраны памятников культуры. Так ли важно сохранение того или иного памятника, когда речь идёт о сохранении жизней миллионов человеческих существ? И каково значение подобного документа, в случае если война перейдёт от угрозы к реальности? Можно ли быть уверенным, что ещё в первый день конфликта торжественное соглашение не превратится в ни к чему не обязывающий документ?

Такого рода соображения были хорошо известны Рериху. И если он с такой энергией продолжал следовать по намеченному пути, то причина в том, что его цели не ограничивались простой ратификацией Пакта. Документ этот – скорее повод для чего-то более значительного. Не случайно, президент США Рузвельт в одном из своих выступлений по радио отмечал:

«Когда мы предлагаем этот Пакт для подписания всем странам мира, мы стремимся к тому, чтобы его признание превратилось в насущный принцип сохранения современной цивилизации. Этот договор имеет более глубокое значение, чем текст самого документа».

Именно «более глубокое значение» его инициативы заставляет Рериха развернуть её в планетарном масштабе. Уже в 1935 году он пишет:

«Некоторым друзьям, может быть, кажется, что официальная ратификация Пакта уже исключает всякую общественную инициативу и сотрудничество. Между тем на деле должно быть как раз обратное... Дело культуры никогда не может быть лишь делом только правительства страны. Культура есть выражение всего народа, вернее, всех народов. Потому-то народное общественное сотрудничество в деле культуры всегда необходимо для настоящего преуспеяния».

Ясны колоссальные масштабы рериховского начинания: не краткосрочная акция с ограниченной целью, а развёртывание всенародного и международного движения во имя культуры и мира. Заветы древности, эти священные знаки, оставленные исчезнувшими народами, цивилизациями и культурами, отразившие в себе духовные порывы и стремления героических эпох и личностей, эти свидетельства преемственности между прошлым, настоящим и будущим, требуют внимательного исследования и сохранения. У нас нет права проходить мимо этих светлых страниц духовной эволюции человечества, забывать, отрицать. В этих священных знаках Рерих видит развитие неудержимого творческого порыва, который творит, сжигая всё старое и ненужное, создавая новые возможности для восхождения духа, для эволюции человеческого общества.

Но есть и другое: в своей роли вдохновителя и организатора движения в поддержку Пакта, Рерих получает возможность встречи с руководителями буржуазных правительств и с ответственными государственными деятелями. Таким образом он предупреждает о нависшей над миром опасностью, и, вероятно, передаёт послания от своих индийских Учителей, поскольку с Гималайских высот ужасающая тень Второй мировой войны выглядела куда яснее, чем из дипломатических кабинетов и военных штабов западного мира.

Согласно сведениям его собственных записок и статей, Рериха принимали и выслушивали с уважением, а иногда и с заманчивыми, никого не обязывающими полуобещаниями. Но совсем очевидно, что эта вторая его миссия не увенчалась успехом. Что никак не убавляет гуманистическую значимость его деятельности, не ставит под сомнение её практическое значение. Известно, что на конференции в Гааге в 1954 году, начинание Рериха увенчалось успехом. Настойчивая поддержка Советского Союза привела к присоединению к конвенции более 60 государств. Так сбылись слова большого миролюбца, произнесённые ещё во время войны:

«Не умерло Знамя Мира. Оно свернулось, пока зверствует война. Но придёт час, когда люди вновь обратятся к заботе об охране культурных ценностей... Идеи живут! Развернётся Знамя Мира!»

Сегодня угроза мирового конфликта очерчивается куда ужаснее, чем во время Рериха, и человечество смотрит на неё не как на испытания, а как на гибель. Но и силы, дающие отпор войне многократно выросли. Эти силы, в первых рядах которых находятся страны социализма и прежде всего Советский Союз, твёрдо решили преградить дорогу агрессии, милитаризму и всеобщему истреблению.

В судьбоносной борьбе за сохранение мира, охватывающей сегодня всю планету, дело Рериха наш надёжный союзник и наше сильное оружие. Потому, что основной смысл этого дела – охранять человечество от наступления мрака. Поэтому оно призывает людей к взаимопомощи в борьбе за всеобщее выживание. Так же, как гласит одна восточная притча, записанная, Еленой Ивановной, преданным другом и помощником Рериха от юных лет до его последнего часа:

«Путник-друг, пойдём вместе. Ночь близка, звери кругом и огонь костра может потухнуть. Но если мы согласимся разделить дозор ночи, мы сохраним силы»,

«Завтра наш путь долог, и мы можем истомиться. Пойдём вместе. У нас будет праздник и радость. Спою тебе песню твоей матери и жены и сестры. Ты же скажешь предание отца о герое и подвиге; будет наш путь общим».

«Не наступи на скорпиона и предупреди меня о ехидне...»

«Путник, будь мне другом».

Как светлый призыв к дружбе и сотрудничеству между всеми людьми доброй воли – так звучит и сегодня дело великого художника и мыслителя Николая Рериха.

***

Живкова Людмила Тодоровна (1942-1981) – болгарская государственная, культурная и общественная деятельница, просветительница, подвижница, применившая гуманистические идеи Н.К. Рериха к всенародному эстетическому воспитанию и образованию.

Публикуется по изданию: Живкова Л. Дело Николая Рериха / Из прошлого иду в будущее... Памяти Людмилы Живковой: сборник. Авт-сост. А.П. Соболев. СПб: Исследовательский Фонд Рерихов, ООО «ИПК “Коста”», 2013. 

***