Высказывания выдающихся деятелей науки, культуры и политики о творчестве семьи Рерих

«Сделанное им не укладывается в обычные представления
о человеческих возможностях...»

Сибирские учёные о Н.К. Рерихе и его наследии

 

А.П. Окладников, академик, археолог, историк, этнограф, с 1966 года  директор Института истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР. 

«Всем известно имя великого русского художника Николая Константиновича Рериха... Сделанное им не укладывается в обычные представления о человеческих возможностях и даже до сих пор не поддаётся точному измерению: свыше семи тысяч картин, около тридцати книг и много ещё не опубликованных материалов, грандиозные, длящиеся годами азиатские экспедиции; огромная плодотворная культурная и общественная деятельность, увенчанная "Пактом Рериха" — Красного Креста Культуры... Активная борьба Рериха за сохранение культурного наследия... выдвинула его в ряды великих гуманистов нашей планеты».

Центрально-Азиатскую экспедицию «по праву считают одним из величайших свершений географической науки нашего века».

«Экспедиция семьи Рерихов была настоящим научным и человеческим подвигом».

«Эта экспедиция Рериха осуществила многолетнюю мечту Пржевальского и Козлова, явилась триумфом русских исследователей Центральной Азии и внесла в мировую науку много нового»1.

1972 г.

 

«...Как археолога Н.К. Рериха по праву нужно числить в ряду крупных деятелей русской археологической науки».

«Н.К. Рерих шёл по Азии, разбуженной от вековых снов. Шёл под впечатлением грандиозных событий... встряхнувших самые глубинные страны Азии. И Н.К. Рерих не безучастен к ним. Он на стороне новой России, всем сердцем с ней, с её трудной борьбой за новое будущее... Н.К. Рерих всей душой за то обновление Азии, которого жаждут её народы.

Он проявил себя перед людьми планеты убеждённым гуманистом — активным и деятельным, мечтавшим о братстве народов и рас, о великом синтезе культур, о слиянии Востока и Запада, а не об их противоборстве»2.

1976 г.

 

«Картины, созданные Рерихом в Индии, стали нам близкими и родными. Они — часть нашего духовного наследия. Художник предвидел расцвет Сибири и завещал нам 60 своих произведений. Мы рады, что такой крупный художник стал во главе культурного строительства Сибири»3.

3 июня 1975 г.

 

«Замечательный мастер кисти, он выступает вместе с тем и как мыслитель, философ, как учёный историк-востоковед, столько глубоких мыслей и оценок содержится в этой книге. И притом не просто учёный, не просто мыслитель, но и публицист, страстный агитатор за торжество своих идей, как общественный деятель — автор знаменитого Пакта… В его словесной живописи слова горят, как краски на картинах, образы так же монументальны и строги, так же выразительны. Каждая фраза — целая картина, законченная и чёткая, каждое слово, словно слиток бронзы, тяжёлое и весомое».

 

А.Л. Яншин, академик, геолог, естествоиспытатель, вице-президент АН СССР, председатель Комиссии РАН по разработке научного наследия В.И.Вернадского, почётный директор Института литосферы окраинных и внутренних морей РАН, член многих зарубежных академий и научных обществ.

«Картины Рериха всегда рождали глубокие мысли и поэтому поражали меня своей внутренней мощью...

...О сути Учения. Можно сказать совершенно определённо, что Учение Живой Этики — это есть мировая этическая система, к которой должно стремиться всё человечество. ...Начался предсказанный процесс объединения — этнического и политического — всего человечества. В этом отношении очень важно развитое Рерихами — Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем — Учение Живой Этики.

...Все заповеди, все призывы Живой Этики отвечают призывам чистого христианства, тому, что мы можем прочесть в Евангелиях...

Сравнивая нравственные основы всех многочисленных религий, убеждаешься в том, что они совершенно одинаковы... Можно предположить, что Христос признал бы Живую Этику, ибо его Учение, его стремление исправить человечество очень близки тому, что проповедовала семья Рерихов, что излагается в книгах Живой Этики, Письмах Елены Рерих.

Я полагаю, что постепенно образованное человечество примет Учение Рерихов как мировую этическую систему... Живая Этика как раз служит моральной основой объединения человечества.

Пропаганда по всей Сибири этого Учения, пропаганда действенная — это очень важно сегодня. Мне рассказывают, что из самых разных уголков Сибири поступают письма с благодарностью за присланные материалы, с вопросами и с выражением собственного мнения. Эти письма свидетельствуют о том, что в наш век, когда сильно дифференцировалось человечество: с одной стороны, разгул преступности, любых пороков, с другой стороны — стремление к Свету, к знанию, — всё больше прорастают зёрна Живой Этики. В Сибири, пожалуй, активнее, чем в европейской части России, растёт количество городов и сёл, где находятся понимающие люди, организуются Рериховские общества и кружки, пропагандируют Учение Живой Этики. И эти зёрна, давшие уже всходы, несомненно, будут расти, будут развиваться. Боюсь предсказывать сроки, но я верю, что в России, может быть, быстрее и лучше, чем на слишком практичном Западе, разовьются этические основы будущего общества.

Однако должен сказать, что люди, понимающие Учение, есть во множестве стран... И Общества эти объединяют людей в разных странах. Так что по всему миру уже раскинулись ростки этого Учения. ...Я верю, что вам, деятелям Сибирского Рериховского Общества, своими очами удастся увидеть рост посеянных вами зёрен...

Земля Русская и весь мир стремятся к этому предсказанному великими предшественниками будущему»4.

Из интервью 6 апреля 1996 г.

 

«Учение Живой Этики, изложенное в 14 томах, несомненно, могло бы служить фундаментом в построении нового человеческого общества, фундаментом культурного, а в будущем политического и экономического объединения всех стран мира, то есть приближением к тому, что Владимир Иванович Вернадский называл ноосферным этапом развития биосферы Земли. Вот почему деятельность Рериховских обществ в России — Московского и Сибирского — представляет большую ценность и имеет большое значение для будущего человечества...

Семья Рерихов представляет собою выдающееся явление в истории мировой культуры. Её значение общепризнано. Пакт сохранения культурных сокровищ мира, принятый по инициативе Николая Константиновича Рериха почти всеми существующими странами, является одним из камней того фундамента единения народов, к которому, несомненно, идёт человечество.

Я желаю, чтобы V Рериховские чтения прошли успешно. Я знаю, что с каждым годом число участников таких Чтений растёт, и это хорошо, это знак постепенного возрастания культуры нашей страны. Работа предстоит ещё очень большая, потому что, к сожалению, не так много сделано у нас для развития правильных представлений о путях развития человечества. И поэтому я искренне желаю, чтобы Сибирское Рериховское Общество росло, чтобы его влияние на население Сибири и прилегающих стран возрастало. Я очень рад тому, что состоялось решение мэра города Новосибирска о выделении специального хорошего здания для Сибирского Рериховского Общества и для создания там одного из немногих музеев картин Николая Константиновича и Свято­слава Николаевича Рерихов. Я благодарен мэру города Новосибирска; ведь 25 лет я проработал в Сибирском отделении Академии наук, и потому всё, что происходит в Новосибирске, глубоко меня интересует и все положительные явления культурной жизни Сибири близки моему сердцу»5.

Из интервью 3 ноября 1997 г.

 

А.А. Трофимук, академик АН СССР и академик РАН, основал Институт геологии и геофизики СО РАН.

«Именно наука, стоящая сегодня на грани великих открытий, докажет необходимость и практичность этики и нравственности. Как сказал академик А.Л. Яншин: "...совершенно определённо, что Учение Живой Этики — это есть мировая этическая система, к которой должно стремиться всё человечество"»6.

22 июля 1996 г.

«...Руководство области и города приняло решение о выделении отдельного здания в центральной части города Сибирскому Рериховскому Обществу для организации в нём Музея Н.К. Рериха... Считая этот шаг ответом, в частности, и на моё обращение о поддержке деятельности СибРО, хочу высказать свою глубокую признательность за эти действия и выразить надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество между руководством области и города и Сибирским Рериховским Обществом»7.

Из письма от 10 апреля 1997 г.

 

«Цель учёного, настоящего учёного, состоит в том, чтобы своей наукой содействовать процветанию человечества. Я не могу себе представить человека, который занимается наукой, чтобы он не уважал культуру. То есть человек тогда может быть назван человеком, когда он — друг культуры и не может жить без неё. ...Поэтому крупных учёных отличает и высокий уровень культуры. "В человеке всё должно быть прекрасно" — это ещё Чехов сказал, и именно это Прекрасное и окружает его всякими культурными ценностями, и от этого он вдохновляется на новые подвиги.

Мы к Востоку ближе по идеологии, по пониманию человеческих ценностей... В душе русского народа таятся и процветают благородные черты...

Я думаю, что человек создан именно для того, чтобы он проникался какой-то высокой идеей; человек — это Человек с большой буквы, он не представляется без мечты об улучшении жизни.

...Николай Константинович Рерих — это величайший патриот нашей страны, и не только страны, но и мира. Он осуществлял высшую культуру, тонкую культуру, к которой мы только можем стремиться. И поэтому всякие действия, направленные на укрепление идей о всеобщей культуре, о том, что "Красота спасёт мир", — должны объединять людей и подымать их над уровнем современности. Это всё... может принести нашему обществу большую пользу. Поэтому я всячески приветствую, чтобы Чтения, посвящённые Н.К. Рериху, стали продолжаться. Я думаю, что в сегодняшней обстановке они тем более актуальны, в нашей беспросветной жизни — это хороший луч Света, и им можно осветить перспективу развития человечества. Поэтому, с моей точки зрения, это очень хорошее дело. Надо всячески содействовать проведению его на самом высоком уровне, чтобы оно сплачивало наш народ, повышало его культурный уровень, то есть содействовало тому, чтобы русская культура подымалась и вдохновлялась теми идеями, которые вынашивал в своей жизни Николай Константинович Рерих»8.

Из интервью 17 мая 1997 г.

 

В.А. Коптюг, академик, химик, вице-президент РАН, председатель Сибирского отделения РАН, президент Международного союза химиков, вице-президент Научного комитета по проблемам окружающей среды Международного совета научных союзов, член Высшего Консультационного совета по устойчивому развитию при Генеральном секретаре ООН.

«Одна из целей, поставленных Генеральным секретарём ООН Б. Бутрос-Гали, — содействовать тому, чтобы концепция устойчивого развития стала идеологическим стержнем общества каждой страны. Важные составляющие этой концепции — противостояние идеологии потребительства, необходимость роста духовности. Как мне представляется, этим аспектам близки идеи и труды С.Н. Рериха и его семьи, и поэтому важно, чтобы работа по их распространению, ведущаяся в Новосибирске уже давно, активно развивалась. (...) Со своей стороны Сибирское отделение РАН прорабатывает вопрос о создании в Академгородке ячейки Музея Н.К. Рериха, которая занималась бы изучением его научного наследия»9.

9 ноября 1993 г.

 

«Елена Ивановна Рерих говорила: "Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира. Гибель России есть гибель всего мира". Между прочим, в самые последние месяцы у лидеров западных стран стало нарастать понимание, что последняя её мысль — гибель России будет означать гибель всего мира — это не преувеличение»10.

1990-е гг.

 

В.Е. Ларичев, академик РАЕН, археолог-востоковед, антрополог, руководитель сектора истории и археологии стран зарубежного Востока Институт археологии и этнографии СО РАН.

«В ряду высокого ранга "властителей дум" в нашем Отечестве достойное место всегда занимал Николай Константинович Рерих, великий русский художник, оригинальный мыслитель, неутомимый общественный деятель, страстно увлечённый путешествиями писатель, историк и поэт, вдохновенный певец красот Космоса, провозвестник эпохи космического мышления человечества, единения народов под знаменем культуры, духовности, добра и сердечной душевности. ...Его колоссального объёма художественное, литературное, научное и культурное наследие продолжает оставаться объектом пристального изучения как любителей, так и профессионалов из сфер культуры, науки, искусства и политики Отчизны»11.

1997 г.

 

«Памятники культуры России рассматривались Н.К. Рерихом как "лучшие устои государства", как "оплот народа"... Истоки русского национального духа всегда оставались для него священными и неприкосновенными. В них Николай Константинович видел самое бесценное — душу своего народа, познать которую можно было лишь с открытым и радостным сердцем, без надменности и предубеждений»12.

1993 г.

 

В.И. Молодин, академик, археолог, общественный деятель, Заместитель директора по научной работе Института археологии и этнографии СО РАН, первый заместитель Председателя СО РАН.

«...С именем Николая Константиновича Рериха сибирскую науку связывает очень и очень многое.

Невозможно не преклоняться перед этим великим человеком — человеком, который был велик в очень многих областях. Это был великолепный, гениальный художник, полотнами которого мы не устаём восхищаться сегодня и восхищались всегда.

Это был блестящий археолог... Н.К. Рерих был великолепный этнограф, который прекрасно знал этнографию народов, населяющих в целом нашу планету...

Это был замечательный поэт. ...У него есть прекрасные стихи, написанные в очень своеобразной манере, которые поражают глубиной содержания.

Это был прекрасный историк, который особенно любил и знал историю славян, историю народов Центральной Азии. И наконец, это был великий философ, наследие которого ещё предстоит осмыслить, ещё предстоит познать.

Остаётся только преклоняться перед тем, как мог этот человек преодолевать на своём пути огромные трудности и вместе с тем постоянно, всю жизнь, очень много работать в этих различных областях...

Отношение Николая Константиновича и к России, и к Сибири всегда было однозначным... В любые, самые сложные годы, в самые тяжкие годины Великой Отечественной войны он всегда оставался патриотом и всегда стремился оказать помощь для достижения нашей победы. Отношение его к Сибири, в частности к Алтаю, всегда было особо трепетным, он очень любил эти края и неслучайно называл Алтай жемчужиной Азии...

...Уверен, что эта конференция внесёт новый вклад в изучение наследия семьи Рерихов — величайшего достояния всего человечества»13.

3 ноября 1997 г.

 

В.К. Шумный, академик РАН, генетик, директор Института цитологии и генетики СО РАН, председателем Объединённого учёного совета по биологическим наукам СО РАН.

«Наследие Рерихов — это воистину общенациональное достояние, и мы обязаны его, с одной стороны, понимать, а с другой — глубоко разрабатывать.

...Все члены семьи Рерихов — Николай Константинович, Елена Ивановна, Юрий Николаевич и Святослав Николаевич — были крупными учёными, внёсшими значительный вклад в развитие таких наук, как востоковедение, археология, тибетология, тибетская медицина, этнография, история и т.д.

...Наследие Рерихов — с одной стороны, это великолепная живопись, а с другой — выражение в живописи своеобразной философии, которую ещё нужно понять и систематизировать. И что самое важное, наследие Рерихов — это своеобразная, оригинальная и не до конца ещё проанализированная философия, которая в основу свою ставит, прежде всего, приоритеты духовных ценностей, таких как культура, мир, взаимоотношения человека и природы, взаимоотношения человека и космоса. Эта философия, пронизывающая все научные труды Рерихов и великолепную живопись, нуждается в значительном анализе и понимании.

...Пакт Рериха — это сочетание культуры, мира и сохранения духовных ценностей человечества. И если человечество это понимает, тогда в дни самых больших потрясений оно должно выстоять и найти пути выхода из кризисных ситуаций. ...Это его предостережение наиболее злободневно сегодня, когда мы действительно находимся в периоде потрясений, в периоде ломки, и именно сегодня философия Рерихов должна помочь нам выйти из этой кризисной ситуации. Но для того, чтобы это сделать, нужно понимать философию Рерихов.

...Рерих и Сибирь — это очень философская связка. Рерих любил Сибирь, Рерих понимал Сибирь, и особенно это понимание Сибири углубилось во время знаменитой экспедиции в 1926 г. ...Когда Рерих был в Западной Сибири, он особо исследовал Горный Алтай. Всё, что осталось после этой экспедиции, это, с одной стороны, научный багаж, а с другой — понимание роли Сибири как того рубежа, где произошёл синтез культур Востока и Запада. Понимание того, что мы находимся на стыке двух культур — восточной и западной, — было одним из основных критериев оценки семьёю Рерихов роли Азии, роли Сибири в будущем человечества, в формировании его нового мировоззрения... Это мы должны понимать и учитывать в разрабатывании стратегии выхода России из того кризиса, в котором мы сегодня находимся. Культура Востока, культура Запада, место России в этом — одна из проблем, которую ещё предстоит проанализировать по наследию, оставленному нам Рерихами.

Ещё одна, очень важная и не до конца понятая ситуация взаимоотношений человека и природы, человека и Космоса... В том, что касается человека и Вселенной, человека и Космоса, — здесь только и открывается эра исследований; и, конечно, прав академик А.Л. Яншин, поставивший Н.К. Рериха в один ряд с К.Э. Циолковским и другими исследователями Космоса. К решению этой проблемы нам ещё только предстоит приступить, и мы всегда должны помнить, что есть Живая Этика, есть философия Рериха, которая может очень существенно помочь в освоении данной проблемы, находящейся на грани науки и философии...

Анализируя наследие Н.К. Рериха, обращаешься к мысли, что его имя должно быть в ряду выдающихся учёных России, которые обладали синтезом научных знаний и философского мышления.

...Институт "Урусвати", организованный Рерихами, по праву является форпостом российской науки на Востоке... Наследие Рерихов можно оценивать как крупнейшее национальное достояние... И чем мы быстрее и глубже поймём философско-этические проблемы, которыми занималась семья Рерихов, тем быстрее обретём те параметры, по которым нужно строить стратегию нашего бытия в это сложное время.

Поэтому программа наших Чтений построена... на сочетании научного анализа наследия Рерихов и попытки осмыслить эти результаты с морально-философских позиций, — именно этот посыл и заложен в той программе, которая вам предложена на V Рериховских чтениях»14.

3 ноября 1997 г.

 

А.Л. Асеев, академик, председатель Сибирского отделения РАН, директор Института физики полупроводников, вице-президент РАН.

«Николай Константинович Рерих, крупнейший учёный, гуманист, художник, исследователь, путешественник, оставил нам величайшее наследие.

Он завещал нам заботиться о Мире, любить Родину, любить всех живущих на Земле. В эмблеме, которая изображена на фронтоне здания Музея Н.К. Рериха [в Новосибирске], отражена выдвинутая Рерихом идея единства прошлого, настоящего и будущего, единства религии, искусства и науки. В продвижение этой идеи Рерих внёс громадный вклад.

Мы все помним Пакт Рериха, посвящённый защите и сохранению культурных ценностей. Мы знаем многогранную деятельность Рериха, направленную на то, чтобы обеспечить мир и спокойствие в Центральной Азии, в которой находится и наш родной Новосибирск.

Николай Константинович Рерих внёс очень большой вклад в познание и понимание истории России, в познание истории народов Центральной Азии. Он был большим русским другом Индии. Он много работал в Тибете, Монголии, Китае и тем самым обеспечивал неразрывную связь поколений и тех наций и народностей, которые населяют центр Азии...

...В Сибирском отделении Академии наук мы делаем всё, чтобы наука следовала заветам Николая Константиновича Рериха и его великого последователя, моего предшественника, крупного сибирского учёного Валентина Афанасьевича Коптюга.

...Я очень храню в памяти встречу с сыном Николая Константиновича, Святославом Николаевичем Рерихом, в Бангалоре в 1990 году... На меня произвели громадное впечатление его интеллект, прекрасный русский язык, на котором разговаривал Святослав Николаевич, и те идеи его отца, которые он нам старался передать.

Я очень бы хотел, чтобы мы все осознали значимость идей гуманизма, дружбы и любви, которые двигали Николаем Константиновичем Рерихом, чтобы мы в полной мере осознали всё величие дел Николая Константиновича и его последователей.

Очень благодарен и сотрудникам этого прекрасного Дома Рериха, и руководству города и области за всё, что делается для сохранения его памяти. Этот прекрасный Дом, всё, что здесь собрано, — это громадное достояние города Новосибирска и всех нас, здесь живущих»15.

21 сентября 2012 г.

 

Картины Н.К. Рериха — «это совершенно новый взгляд на природу, необычные краски, силуэты гор Тибета, старинные храмы, которые встроены в суровые, безжизненные местности Центральной Азии».

«Институт, который был ими создан, и несколько экспедиций, которые были проведены под руководством Николая Константиновича, — это был колоссальный вклад в развитие коммунистического начала цивилизации. Мы знаем, что такое Центральная Азия, — это стык многих не просто религий — христианство, буддизм, ислам, — это территории, где они взаимопроникают и рождают новое качество. Сибирскому отделению повезло работать на этой территории, и для нас всё, что связано с семьёй Рерихов, представляет исключительную ценность».

«...В суете нашей жизни мы теряем что-то самое ценное. Семье Рерихов это удалось сохранить и передать через поколение... И я советую молодым людям проникнуться образом мысли, образом жизни, которые двигали этой замечательной семьёй»16.

2013 г.

 

Высказывания президента Российской Федерации В.В. Путина о Рерихах

Из интервью Президента Российской Федерации В.В. Путина индийским средствам массовой информации и российскому телеканалу РТР 1 октября 2000 года17

Вопрос: Господин Президент! У меня давние отношения с Россией. Почти у каждого человека, с которым я здесь встречаюсь, есть какие-то воспоминания об Индии: или это какие-то пленки, песни, имена артистов. Какие у Вас ассоциации с Индией?

В.В. Путин: Во-первых, мы сразу должны вспомнить известного и в России, и в Индии художника Николая Рериха. Это удивительная жизнь, это удивительное творчество, это удивительный пример духовной близости, может быть, не лежащей на поверхности, но тем не менее духовной близости наших народов.

 

Из речи Президента Российской Федерации В.В. Путина
в Парламенте Республики Индия 4 октября 2000 года18

«Находясь здесь, мы убеждаемся, что не случайно к Индии были устремлены помыслы многих поколений моих соотечественников. С тех пор, как пять веков назад в России впервые узнали о существовании далекой и загадочной страны, наши народы испытывают неиссякаемый взаимный интерес. К Индии обращались в своих духовных поисках наши замечательные поэты: Жуковский, Фет, Брюсов.

Россиян и индийцев объединяет духовное и нравственное родство корифеев наших культур: Льва Толстого и Рабиндраната Тагора. Лев Толстой переписывался с Махатмой Ганди. Ганди называл себя верным учеником Льва Толстого — великого русского писателя, гуманиста и философа. И как продолжение этого высокого диалога — недавнее открытие в России кафедры индийской философии имени М. Ганди.

Особо хотел бы отметить вклад художника и всей семьи Рерихов в сближении наших народов.

В России не ослабевает притяжение к вашей стране. Думаю, что магия и очарование Индии — в гармоничном сочетании многих начал: исторического, культурного и духовного».

 

Из совместного заявления Премьер-министра Индии А.Б. Ваджпаи
и Президента Российской Федерации В.В. Путина,
принятого в Дели 4 декабря 2002 года в ходе официального визита
Президента России В.В. Путина в Индию19

«Стороны признали важность укрепления традиционных контактов в области культуры и упрочения давних исторических связей между народами двух стран. Они подтвердили, что Программа культурных обменов в 2003–2004 гг. будет подписана в самом ближайшем будущем. Россия и Индия отметили важность сохранения и поддержки уникального художественного и культурного наследия семьи Рерихов, которое имеет непреходящее значение для российско-индийской дружбы».

 

Из приветствия жителям штата Карнатака Президента Российской Федерации
В.В. Путина во время официального визита в Индию 5 декабря 2004 года20

«...Для россиян Карнатака — это и место особого притяжения, ведь здесь более 40 лет жил и работал Святослав Николаевич Рерих, духовное и творческое наследие которого одинаково дорого и России, и Индии».

 

Известные деятели политики, науки и культуры о творчестве семьи Рерих

* * *

«Совсем недавно прошёл целый ряд тематических Годов – культуры, литературы и кино, которые помогли реализовать новые интересные проекты и стали большим событием для всех нас. Как говорил Николай Рерих, «если мы мыслим о Культуре, это уже значит – мы мыслим о Красоте».

Из поздравления Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева работников культуры 25.03.2017 г.

 

* * *

«На пороге ХХI века, в эпоху глобальных перемен и социальных преобразований, научных открытий и свершений, когда народы мира становятся всё более взаимосвязанными и взаимозависимыми, особую актуальность приобретают идеи Н.К.Рериха, обращенные к человечеству как к единому целому. Цель человечества на протяжении столетий — сохранение мира на Земле, создание такого мироустройства, при котором будет возможно процветание всех наций. Речь идет о создании новой культуры, предусматривающей формирование единой системы ценностей. Философское и культурное наследие Рерихов в этом процессе приобретает особое значение, закладывая духовную основу для совместного продвижения к многополярному, стабильному и справедливому мироустройству».

С.В. Лавров, министр иностранных дел РФ

 

* * *

 «Сложно привести имя другого исследователя, который за свою жизнь добился столь многого в качестве художника, философа, путешественника, этнографа, писателя и подвижника культуры, мира и международного понимания. Его драгоценное культурное наследие является бесценным вкладом в мировое культурное наследие».

Атал Бихари Ваджпаи, Премьер-министр Индии

 

* * *

 «Индия гордится тем, что на ее долю приходится часть наследия Николая и Святослава Рерихов. В качестве вклада в укрепление культурных связей между Индией и Россией мы выделили значительную сумму денег для приведения в порядок и сохранения рериховских усадеб в штатах Химачал-Прадеш и Карнатака. Мы надеемся, что наши усилия сохранить эти исторические связи станут символом культурных отношений между Индией и Россией. Они найдут свое отражение во многих новых проектах, цель которых - увековечить наше совместное культурное наследие».

Из интервью премьера-министра Индии А.Б. Ваджпаи

«Российской газете» 11.11.2003 г.

 

* * *

Е.М. Примаков, депутат Госдумы РФ, председатель Торгово-промышленной палаты РФ, академик РАН, Председатель Президиума Верховного Совета СССР, Премьер-министр РФ, министр иностранных дел РФ, шеф Службы Внешней Разведки СССР-РФ. 20 лет был членом Попечительского совета Международного Центра Рерихов до самой своей смерти в 2015 г.

«Я бы сказал, что значение Рерихов заключается не только в том, что без их полотен не может существовать мировая коллекция картин как итог мирового художественного творчества. Я думаю, что вклад Рерихов в мировую историю измеряется ещё и тем, что они выступали за единство мира, за единую цивилизацию, за единую культуру, ни в коей мере не растворяя в этой единой культуре своеобразие русской культуры. Мы видим, что уже первые произведения Рерихов свидетельствуют о том, как бережно они относились ко всему русскому, и как близка их душе была русская природа, русская жизнь. В то же самое время они с большим уважением относились к индийской и ко всем другим культурам. В этом мне видится проявление того изначального единства мировой цивилизации, единства мировой культуры, которое является одним из главных аспектов наследия Рерихов.

И ещё одно очень важное положение. Ведь Рерихи завещали нам (думаю, об этом можно говорить как о завещании) религиозную терпимость. Это сегодня очень важно. Сейчас всем нам нужно вспоминать об этом вкладе Рерихов в копилку мировой цивилизации. 

Мне довелось работать в Институте востоковедения, когда там развивались принципы наследия Юрия Николаевича Рериха, старшего сына Николая Константиновича Рериха, — этого тоже поистине великого человека. Ведь он создал 2000-страничный – это был труд всей его жизни — тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Это основополагающий труд мировой буддологии, такого труда больше нет. Юрий Николаевич возродил изучение буддизма, а также тибетологию, которая у нас была до его приезда в состоянии абсолютно не востребованной.<…> 

Если говорить о философском стержне художника, то у Святослава Николаевича он очевиден. Его философский стержень — это гармония. Гармония между человеком и природой, гармония между двумя странами, которые ему были ближе всего, — Индией и Россией, гармония между Западом и Востоком, гармония между различными конфессиями и между различными философиями, потому что есть национальная индийская философия, есть российская, — он гармонично объединял это все. Наконец, единство мира, которое ощущается в его произведениях. <…> Он гармонично сочетал взгляд в прошлое, жизнь сегодняшним днем и взгляд в будущее. Его творчество имеет очень большое значение именно сегодня, когда мы переживаем такие дни, которые сулят нам большие невзгоды, если разовьется тенденция противостояния цивилизаций, культур, религий. Сейчас такая тенденция существует и действуют такие силы, которые хотели бы снова разделить мир. <…>

Все творчество Святослава Николаевича направлено против такого деления. Он рассматривает мир как единое целое. Он говорит о том, что совершенство человека в будущем — в единстве человека и природы, в единстве всех культур, в единстве мирового культурного потока, в который вольется все лучшее, что было наработано на разных континентах и в разных странах. <…> Очень характерно, что всё сделанное семьёй Рерихов постепенно возвращается к нам в Россию и отсюда становится доступным всему миру. Такая динамика весьма показательна. Здесь уже приводились слова Николая Константиновича: “Где бы я ни был, но свет исходит из России”».

 

* * *

 «Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения. Великий художник, великий учёный и писатель, археолог и путешественник, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений. Уже само количество картин изумительно — тысячи картин, и каждая из них великое произведение искусства. Когда вы смотрите на эти полотна, из которых многие отображают Гималаи, кажется, что вы улавливаете дух этих великих гор, которые веками, возвышаясь над равнинами Индии, были нашими стражами. Картины его напоминают нам многое из нашей жизни, нашего мышления, нашего культурного и духовного наследства, и мы чувствуем, что мы в долгу у Николая Рериха, выявившего этот дух в своих великолепных полотнах».

Джавахарлал Неру, премьер-министр Индии.

 

* * *

 «Замечательный мастер кисти, он выступает вместе с тем и как мыслитель, философ, как учёный историк-востоковед, столько глубоких мыслей и оценок содержится в этой книге. И притом не просто учёный, не просто мыслитель, но и публицист, страстный агитатор за торжество своих идей, как общественный деятель — автор знаменитого Пакта… В его словесной живописи слова горят, как краски на картинах, образы так же монументальны и строги, так же выразительны. Каждая фраза — целая картина, законченная и чёткая, каждое слово, словно слиток бронзы, тяжёлое и весомое».

А.П. Окладников, академик, археолог, историк, этнограф, с 1966 года  директор Института истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР.

 

* * *

 «Я восхищаюсь искренне Вашим искусством и могу сказать без преувеличения, что никогда ещё пейзажи не производили на меня столь глубокого впечатления, как эти картины».

Альберт Эйнштейн, физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике, общественный деятель-гуманист.

 

* * *

 «Н.К. Рерих должен быть причислен к той плеяде крупных учёных, которые ещё до полёта в Космос приближали время изучения Вселенной, изучения Земли из Космоса. И рядом с фамилиями К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского должна быть поставлена фамилия Н.К. Рериха».

«Творчество семьи Рерихов, прежде всего Николая Константиновича, в значительной мере Елены Ивановны и обоих их сыновей, творчество художественное и философское, представляет собою крупнейшее явление в истории мировой культуры. <…>

Н.К. Рерих был ученым, был философом, был замечательным художником, перед картинами которого замирает дух человека. Человек забывает мелочи повседневной жизни и начинает думать о вечном. Общества по изучению творчества Н.К.Рериха, музеи с его картинами существуют не только на его родине в России и не только в Индии, где он прожил последние десятилетия своей жизни, но и в США, Германии и в ряде других стран.

Творчество Николая Константиновича нужно человеку любой национальности, любого вероисповедания. Каждый, кто ищет духовности бытия, всегда стремится к Рериху, старается глубже проникнуть в его мысли, старается следовать его призывам».

А.Л. Яншин, академик, вице-президент АН СССР, председатель Комиссии РАН по разработке научного наследия В.И. Вернадского, почётный директор Института литосферы окраинных и внутренних морей РАН, член многих зарубежных академий и научных обществ.

 

* * *

"Н.К. Рерих был подвижником культуры всемирного масштаба. Он поднял над планетой Знамя Мира, Знамя Культуры, тем самым указав человечеству восходящий путь совершенствования. <…>

Нашему народу сейчас особенно нужно обретение высших духовных ценностей и идеалов, без которых немыслимо творческое созидательное строительство будущего. Только в святынях культуры —источник животворных сил возрождения единого самосознания народа. Принадлежность к будущему миру не определяется причастностью к той или иной политической партии или способностью поддержать какую-либо экономическую систему, не ограничивается занимаемым постом, социальным положением или исповедуемой религией. Общезначимыми критериями деградации или расцвета должны стать качества сознания человека, степень восприимчивости им Знания и Красоты, способность сердца любить Культуру, защищать ее достижения и трудиться во имя нее на общее благо. Без этого невозможно распознать лучшие, спасительные пути преображения жизни. <…> Воистину пророческими были слова Н.К.Рериха о том, что главным испытанием человечеству будет испытание восприятием культуры».

 

* * *

"Я глубоко уверен, что наследие семьи Рерихов, превращенное в наше национальное достояние, займет заслуженное место в культурной жизни нашей страны".

Д.С. Лихачев, академик РАН, Почетный гражданин Санкт-Петербурга, Почетный член Исполкома Международной Лиги Защиты Культуры.

 

* * *

Николай Рерих единственное имя, внесённое Ю.А. Гагариным в документ "Бортовой Журнал Востока". 

«Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха».

 

* * *

 «Многие космонавты, знакомые с творчеством Николая Рериха, не раз отмечали, что его картины напоминают вид Земли из космоса. Это чистая правда. Как это объяснить, я не знаю. То ли он был, как говорят, видящий, то ли, находясь высоко в горах, поневоле оказываешься ближе к космосу и получаешь иное зрение... Так или иначе, его художественное творчество для меня не просто полно своеобразия – оно удивительно, загадочно, необъяснимо. Кроме того, Рерих был великим путешественником, он побывал во многих малодоступных районах Земли и, как мне кажется, познал тайны бытия, неведомые простым смертным. Он невероятно интересен для меня и как художник, и как мыслитель, и вообще как личность совершенно уникальная. Мы его любим именно за его творчество и, конечно, за идеи мира, которые сейчас необычайно актуальны. Всем разумным людям ясно, что война не решает никаких серьезных вопросов, тем не менее, войны продолжаются. Рерих учил, что все проблемы надо решать лишь путем мирных переговоров. Так, может быть, надо, наконец, послушать Рериха и начинать мирные переговоры, минуя этап войны?».

Г.М. Гречко, лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза.

 

* * *

"Изучение творчества Вернадского показало, что оно очень созвучно творчеству Рериха, в наследии этих мыслителей очень много схожих идей. Более того, Рерих ответил самостоятельно на некоторые поставленные Вернадским вопросы, и эти ответы имеют ноосферное звучание. Их драгоценную россыпь можно отыскать в Живой Этике. Здесь сливаются воедино научное предвидение ноосферной реальности и отвечающая ей должная духовная сущность ноосферного человечества".

А.Г. Назаров, академик РАЕН, директор Экологический центр Института теории естествознания и техники имени С.И. Вавилова РАН 

 

* * *

"Одно из направлений, по которым ведется кампания против Живой Этики, – объявление ее религиозным учением. Нельзя считать это безобидным заблуждением, ибо именно причисление Живой Этики к религии дает «основание» таким богословам, как диакон А. Кураев, выступать с беспрецедентными нападками на это Учение и его основателей. Для тех, кто внимательно изучал философское наследие Рерихов, совершенно ясно, что Живую Этику нельзя отнести к сфере религии, ибо это синтетическое научно-философское учение. Оно объемлет и науку, и философию, и религию, и этику, и эстетику, и другие сферы".

Л.М. Гиндилис, действительный член Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, Научно-культурный центр SETI (Москва)

 

* * *

 "… Серия важнейших научных открытий второй половины ХХ века в физической науке меняет ранее сложившиеся мировоззренческие представления об устройстве и функционировании нашего Мира. Тем самым подтверждается одно из основных положений Живой Этики о науке как предтече нового мировоззрения. Ограничусь обсуждением новых мировоззренческих представлений космологии, создающих предреволюционную ситуацию в физической науке. На уровне сегодняшнего научного знания такая ситуация рождает проблемы, решение которых переходит в ведение физической науки XXI века. Потребуются не только новые знания, но и новые методики, потребуется новое научное мышление, и космическое мышление начинает осознаваться научным сообществом как вполне реальная форма научного мышления. Здесь наука приходит в непосредственное соприкосновение с представлениями Живой Этики".

Р.Е. Ровинский, доктор технических наук, профессор (Израиль)

 

* * *

 «Живая Этика в своём понимании мира и человека предполагает научное описание всех явлений мироздания. Феномены, не поддающиеся пока научному объяснению, обязательно получат научную интерпретацию, и их сущность будет раскрыта в процессе познания. Новой науке необходимо использовать духовное богатство человеческой культуры. Она должна выйти на новый уровень изучения тонких явлений, которые требуют научных объяснений и научной практики. В качестве основного научного метода Живая Этика видит опытное познание».

И.Ф. Малов, доктор физико-математических наук, Пущинская радиоастрономическая обсерватория Астрокосмического центра, Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН (Москва)

 

* * *

«Среди блистательного наследия Русского культурного Ренессанса начала ХХ столетия едва ли не самыми неизвестными остаются страницы художественного творчества, связанные с украшением русских православных храмов. Между тем именно эта область изобразительного искусства сегодня вызывает повышенный интерес со стороны общества в связи с огромным размахом современного храмостроительства в России. И если монументальные росписи В.М. Васнецова и М.В. Врубеля для киевских соборов, а также М.В. Нестерова для Москвы и Санкт-Петербурга еще более или менее известны, то вклад Н.К. Рериха в церковное искусство остается очень слабо изученным. Объясняется это прежде всего тем, что часть его работ не дошла до наших дней, другая же – как в Перми, Пархомовке и Почаеве, находится достаточно далеко от центра России и популярных маршрутов путешествий. В то же время нельзя не отметить, что все, что сделано Рерихом в области христианского искусства, в настоящее время явно замалчивается со стороны Русской Православной Церкви, хотя она по праву могла бы гордиться творениями великого художника, тем более что большинство своих замыслов он обсуждал с ее священнослужителями».

Е.П. Маточкин, кандидат искусствоведения (Новосибирск)

 

* * *

«Мне приходилось бывать в Индии. Мы вели совместные работы в области космонавтики. Я посещал Бангалор и Кулу, видел грандиозные выставки Н.К. Рериха и С.Н. Рериха. Нестандартное искусство, нестандартное творчество Рерихов устремляет наши мысли в новые каналы, стимулирует сам процесс мышления и побуждает к поиску причин».

Н.С. Лидоренко, почетный академик Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, член-корреспондент РАН, член-корреспондент РАЕН.

 

* * *

«Многие космонавты первых отрядов бывали у Святослава Николаевича в Индии, встречались с ним во время его выставок в Советском Союзе — это Валентина Владимировна Терешкова и Валерий Федорович Быковский, Андриян Григорьевич Николаев и Георгий Михайлович Гречко, Юрий Николаевич Глазков и Игорь Петрович Волк, Геннадий Михайлович Стрекалов и, возможно, Юрий Алексеевич Гагарин.

К сожалению, нам, более молодым, не довелось встретиться со Святославом Николаевичем. Но мы подняли над планетой Знамя Мира, Знамя Пакта Рериха.

Знамя Мира на орбитальной космической станции с символичным названием «Мир» тоже было символом — символом сотрудничества в сохранении мирового культурного наследия, символом глобальной ответственности человечества за существование планеты Земля и жизни на ней во всем ее многообразии, свидетельством признания космической деятельности как неотъемлемого элемента Мировой Культуры нового тысячелетия.

Мне бы хотелось сегодня назвать всех космонавтов и астронавтов, космический полет которых проходил со Знаменем Мира на борту. Это 42 человека: Авдеев Сергей Васильевич, Андерсон Майкл (США), Афанасьев Виктор Михайлович, Баландин Александр Николаевич, Батурин Юрий Михайлович, Белла Иван (Словакия), Блумфилд Майк (США), Бударин Николай Михайлович, Викторенко Александр Степанович, Виноградов Павел Владимирович, Вулф Дэвид (США), Гори Диминик (США), Данбар Бонни (США), Залетин Сергей Викторович, Каванди Жанет (США), Калери Александр Юрьевич, Кретьен Жан-Лу (Франция), Крикалев Сергей Константинович, Лазуткин Александр Иванович, Лоренс Венди (США), Манаков Геннадий Михайлович, Макаров Муса Хираманович, Мусабаев Талгат Амангельдиевич (Казахстан), Падалка Геннадий Иванович, Паразински Скотт (США), Прекорт Чарли (США), Рейли Джемс (США), Рюмин Валерий Викторович, Серверов Александр Александрович, Соловьев Анатолий Яковлевич, Стрекалов Геннадий Михайлович, Титов Владимир Георгиевич, Томас Эндрю (США), Уилкотт Терренс (США), Уэзерби Джеймс (США), Фоул Майкл (США), Циблиев Василий Васильевич, Чанг-Диаз Франклин (США), Шарипов Салижан Шакирович, Эдварс Джой Фрэнк (США), Эйартц Леопольд (Франция), Энере Жан-Пьер (Франция). <…>

Живая Этика, в которой много говорится об эволюционном значении Знамени Мира, — это философская основа нового космического мышления. Космическая деятельность — это практическая основа нового космического образа мира, нового космического сознания, нового глобального мышления.

Я надеюсь, что сотрудничество космонавтов и последователей великой семьи Рерихов продолжится. Не раз еще Знамя Мира каждые полтора часа будет совершать свой виток над Землей. Будет Знамя Мира и на Луне, и на Марсе, и в Дальнем Космосе».

А.Н.Баландин, летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза

 

* * *

«Никто не может просто поверить, что всё это могло случиться в жизни одного человека. Мир обязан принести ему благодарность за его вклад в искусство, археологию, путешествия, философию и науку…».

К.Л. Вайдья, индийский учёный.

 

* * *

«Целый новый мир! Да, он существует, этот прекрасный мир, эта держава Рериха, коей он единственный царь и повелитель. Не занесённый ни на какие карты, он действителен и существует не менее, чем Орловская губерния или королевство Испанское. И туда можно ездить, как ездят люди за границу, чтобы потом долго рассказывать о его богатстве и особенной красоте, о его людях, о его страхах, радостях и страданиях, о небесах, облаках и молитвах. Там есть восходы и закаты, другие, чем наши, но не менее прекрасные. Там есть и жизнь и смерть, святые и воины, мир и война — там есть даже пожары, с их чудовищным отражением в смятенных облаках. Там есть море и ладьи… Нет, не наше море и не наши ладьи: такого мудрого и глубокого моря не знает земная география… И ещё одно важнейшее можно сказать о мире Рериха — это мир правды. Как имя этой правды, я не знаю — да и кто знает имя правды? — но её присутствие неизменно волнует и озаряет мысли особым, странным светом».

Леонид Андреев, русский писатель.

 

* * *

«И всегда были близки мне его мысли и мечтания о свободном от зла и непогоды, светлом и чистом человечестве, — но ещё ближе его страх утерять некое вечное сокровище, которое мы постепенно, незаметно и запросто разучиваемся ценить».

Леонид Леонов, русский писатель.

 

* * *

«Обладатель дара прозрения, который даёт ему возможность проникать в седую древность, в жизнь наших предков, далёких славянских племён, в древнейшие картины быта народов, населяющих страны Востока».

Николай Тихонов, русский писатель.

 

* * *

«Он поражает нас своей пылкой любовью к Человеку и Человечеству, к его духовному и культурному наследию; он поражает удивительным философским и мудрым содержанием его критериев: разума, любви, мира. Великое бесценно и не имеет прошлого, оно есть сегодня, оно есть всегда, во все времена будущего. И его значимость со временем растёт».

В. Севостьянов, лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, депутат ГД РФ

 

* * *

«Его видение прошлого столь реалистично, что может в художественной форме дополнять научный поиск».

В.В. Быковский, археолог.

 

* * *

«Им первым из русских людей удалось осуществить вековую мечту отечественных исследователей и совершить то, что не смогли сделать ни Н.М. Пржевальский, ни М.В. Певцов, ни П.К. Козлов — пересечь со стороны Сибири и Монголии весь Тибет с Гималаями и выйти в Индию».

Ю.К. Ефремов, физикогеограф, основатель и первый директор Музея землеведения МГУ.

 

* * *

 «Николай Константинович Рерих, которого можно назвать истинным апостолом красоты и культуры, в творениях своего искусства воплотил великую космическую правду — искусство спасёт человечество! Ибо искусство Н.К. Рериха есть расцветание форм прекрасного в наиболее существенном и универсальном смысле этого слова, ибо его искусство кристаллизирует в себе огни лучших человеческих мечтаний и завершений, ибо искусство Рериха есть нечто большее, чем искусство в обыденном понимании, — оно является великим служением человечеству и Беспредельности…».

Рихард Рудзитис, писатель, поэт, общественный деятель.

 

* * *

 «Прекрасны слова Рериха, обращенные к молодежи, к созидателям и строителям будущего мира: «Вам, молодежи, предстоит одна из наиболее сказочных работ — возвысить основы культуры духа, заменить механическую цивилизацию культурой духа; творить и создавать». Он говорил о весёлом труде, как основе будущего развития, о том, что «в основе переустройства мира будут труд, творчество». Враг всякого застоя, шаблона, бездействия, Рерих своё отношение к задаче жизни определил поистине бессмертными словами: «Спросят: как перейти жизнь? Отвечайте: как по струне бездну — красиво, бережно и стремительно». В этих словах, как в мажорном аккорде, звучит исповедание жизни Рериха».

Владимир Энгельгард, академик Академии наук СССР и АМН СССР, биохимик, специалист в области молекулярной биологии, вице-президент Международного совета научных союзов при ЮНЕСКО.

 

* * *

 «Рериха можно сравнить с гигантским деревом, пустившим корни глубоко в одном месте, а свои великолепные ветви раскинувшим широко кругом — по всему миру. Из всех современных народов русские имеют, быть может, самых величайших гениев искусства, и если есть какой-либо великий ренессанс искусства, в глубоком значении Парфенона, то выявление его выпало на долю России. Русскость Рериха не случайна и соединена с его непрерывным маршем по всему миру».

Борнет Д. Конлан, французский писатель.

 

* * *

 «Среди всемирных бедствий и разрушений, которые неизбежно сопровождают гибель цивилизации, сделавшей личную наживу и материальные достижения своей высшей целью, Рерих пришёл, чтобы повернуть умы людей к духовным реальностям, на которых может быть основан прочный порядок существования, дающий красоту, гармонию и мир».

Теодор Хеллин, биограф художника.

 

* * *

 «Знамя не есть пустой звук, но есть зовущий благовест к совместному бодрому сотрудничеству… Знамя Культуры пусть развевается над каждым культурным очагом. Оно повелительно скажет вандалам: «Не тронь — здесь народное достояние!» Только что на наших глазах погибли многие мировые сокровища. Гибнут они и в дни войны, и во время так называемого мира среди всяких столкновений… Сердце человеческое хочет мира. Сердце человека поймет зов о Культуре, о светлом содружестве и сотрудничестве. Знамя Мира, Знамя Культуры, победно развейся над сокровищами всенародными» (Н.К. Рерих. Друзьям Знамени Мира. 1947).

«Знания учёного и глубокая интуиция большого художника лежали в основе замечательных картин. Эмоциональное искусство Рериха почти непередаваемо — оно для глаз и для души».

Константин Юон, русский художник.

 

* * *

 «Когда я пытался найти слова, дабы описать самому себе идеи, заключённые в Ваших картинах, я не смог сделать этого. Это потому, что язык слов может выразить лишь одну грань Истины, а язык картины находит в Истине свою область, не доступную словесному выражению. Каждое искусство достигает своего совершенства, когда оно открывает нашей мысли те особые врата, ключ от которых находится в его исключительном владении. Когда картина является поистине великой, мы не должны иметь возможности высказать, в чём это величие, но всё же мы должны видеть и знать его. То же самое относится и к музыке. Когда одно искусство может быть полностью выражено другим — это неудача. Ваши картины ясны и всё же невыразимы словами — Ваше искусство ограждает свою независимость, потому что оно велико».

Рабиндранат Тагор, индийский поэт.

 

* * *

Приветствие Генерального директора Юнеско Ирины Боковой к открытию выставки «Пакт Рериха. История и современность»

 

Я искренне рада, что ЮНЕСКО принимает у себя выставку «Пакт Рериха. История и современность». Данное событие совпадает с восьмидесятой годовщиной Второй международной конференции, посвященной Пакту Рериха, которая состоялась в Брюгге и решительно поддержала развитие Пакта и его признание на юридической основе.

Выставка воздает должное великому русскому деятелю, разносторонней и необычайно одаренной личности. Н.К. Рерих оставил заметный след в истории не только благодаря своему искусству, но и неугасимой вере в необходимость защиты ми­рового культурного наследия. Эта выставка – дань силе влияния его идеи.

Самое главное, Николай Константинович сумел претворить эту идею в жизнь. Он выступил инициатором создания проекта «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», широко известного как Пакт Рериха, который был подписан в 1935 г. В Пакте нашел выражение усердный труд гражданского общества и организаций по всему миру, направленный на защиту культурного наследия. Заложенные в Пакте принципы с давних пор вдохновляли ЮНЕСКО в деятельности по сохранению любых форм наследия и мирового культурного разнообразия.

Пакт Рериха подготовил почву для создания нескольких ключевых инструментов ЮНЕСКО в сфере международного права, направленных на защиту культурных ценностей как в мирное время, так и во время вооруженных конфликтов. В числе этих инструментов – Гаагская конвенция от 1954 г. по защите культурных ценностей в случае вооруженного конф­ликта и двух Протоколов к ней (от 1954 и 1999 гг.).

Организация ЮНЕСКО рада сотрудничеству с учреждениями, которые занимаются сохранением культурного наследия, как например, Международный Центр Рерихов. Мне бы хотелось выразить благодарность Центру за организацию этой блестящей просветительской выставки, на которой представлены документы, иллюстрирующие историю создания Пакта и его распространение в мире, а также картины Н.К. Рериха. Я также признательна Постоянным представителям Российской Федерации и Индии при ЮНЕСКО за поддержку этой важной инициативы.

Генеральный директор ЮНЕСКО

Ирина Бокова

2015 г.

 

* * *

Современные учёные определяют Живую Этику как философию космической реальности. «Живая Этика – это синтетическое научно-философское учение о Мироздании в целом; о его устройстве; о месте человека в Мироздании, о его тесной связи с Космосом; об эволюции человека и человеческого общества».

В разные годы в работе научно-общественных конференций Международного Центра Рерихов принимали участие видные общественные деятели и ученые. В их числе: академик РАН В.Н. Большаков, академик РАН А.Л. Яншин, академик РАН В.В. Струминский, академик РАН Б.В. Раушенбах, академик РАН, член Президиума РАН Е.П. Челышев, президент РАЕН О.Л. Кузнецов, президент РАКЦ В.П. Сенкевич, вице-президент РАЕН, академик РАЕН Г.Н. Фурсей, академик РАКЦ В.В. Казютинский, академик РАЕН Г.И. Шипов, академик РАЕН А.Е. Акимов, академик РАЕН Ю.В. Яковец, академик РАО Ш.А. Амонашвили, академик РАЕН А.В. Постников, член-корреспондент РАН Н.С. Лидоренко, академик АН МНР Ш. Бира (Монголия), академик РАН Г.М. Бонгард-Левин, академик РАН В.М. Матросов, академик РАЕН А.Г. Назаров, академик РАЕН Ф.Т. Яншина, академик В.Н. Ягодинский, академик РАЕН Г.Н. Дульнев, академик РАЕН Д.А. Кожевников, академик ААН Г.И. Маланичева, академик РАКЦ Е.П. Левитан, академик РАКЦ А.Н. Кочергин, член-корреспондент РАН С.П. Курдюмов, член-корреспондент РАЕН М.М. Шибаева, академик РАО Д.Д. Зуев, профессор РГУ им. И.М. Губкина П.В. Флоренский, директор Арт-комплекса Karnataka Chitrakala Parishath Trust профессор Нанжунда Рао (Индия), профессор МГИМО В.С. Глаголев, профессор Калифорнийского университета В.А. Лефевр (США), директор НИИ космических систем В.А. Меньшиков, профессор МАА Е.А. Ополовникова, профессор Международной Академии индийской культуры Шашибала (Индия), профессор Софийского университета А.В. Федотов (Болгария), доктор философии М. Бернарди (Италия), заслуженный деятель искусств России М.А. Марутаев, профессор Г.С. Лебедев, профессор Локеш Чандра (Индия), профессор А.П. Гнатюк-Данильчук, профессор А.А. Кочаров (Сарнатх), заслуженный деятель науки доктор филологии Т.П. Григорьева, номинант на Нобелевскую премию доктор философских наук К.А. Кедров, профессор Л.В. Голованов, профессор Ф. Таперджи (Италия) и многие другие.

 

Известные учёные и общественные деятели о Е.И. Рерих

 

* * *

Елена Ивановна Рерих говорила: «Расцвет России есть залог благоденствия и мира для всего мира. Гибель России есть гибель всего мира». Между прочим, в самые последние месяцы у лидеров западных стран стало нарастать понимание, что последняя ее мысль — гибель России будет означать гибель всего мира — это не есть преувеличение.

В.А. Коптюг,

Председатель Сибирского отделения РАН, академик РАН

 

* * *

Недостаточно оценена в литературе выдающаяся роль творчества Елены Ивановны Рерих. Это была не только красивая, но высоко образованная, удивительно эрудированная и талантливая женщина. <…>

Её публикации, особенно её письма, полны глубоких мыслей, которые не могут не затронуть душу каждого человека, считающего себя культурным. Очень многие из этих мыслей касаются России, особенностей её духовного облика, её традиций и будущего. <…>

А.Л. Яншин,

Президент Российской Экологической академии,

Советник Президента Российской Федерации, академик РАН

 

* * *

Елена Рерих — удивительная русская женщина, выдающийся писатель и мыслитель, блестящий ученый и отважная путешественница, служившая источником вдохновения для своего легендарного мужа Николая Рериха — великого художника и гуманиста, исследователя и археолога, философа и историка.

Н. Федюкович

Генеральный консул России в Калькутте

 

* * *

Семья Рерихов оставила миру огромное наследие: тысячи картин, многие десятки научно-философских и искусствоведческих трудов, уникальные коллекции древностей, бесценные семейные реликвии, богатейшее собрание книг. Своеобразным стержнем этого наследия являются труды Елены Ивановны Рерих.

Огромен и бесценен вклад Е.И. Рерих и всех членов семьи Рерихов в развитие русской культуры и русской философии.

О.В. Морозов

Первый заместитель председателя Госдумы РФ пятого созыва

 

* * *

Елена Ивановна Рерих внесла неоценимый вклад в развитие русской и международной философской школы, а созданное ею совместно с Учителями Востока учение Живой Этики представляет собой систему познания нового космического мышления.

А. Федотов,

Председатель ВАК Республики Болгарии, профессор, д.ф.н.

 

* * *

…Елена Ивановна Рерих. Ее видение мира, вклад в мировую культуру, красота духовная, ее нравственная чистота женщины, матери, действенная забота о судьбе России и будущем всей планеты являются предметом восхищения многих последователей.

А.В. Апарина

Депутат Госдумы РФ,

председатель Всероссийского женского союза «Надежда России»

 

* * *

И в новой науке, и в Живой Этике роль Елены Ивановны была ведущей. Приходится только удивляться ее научным знаниям, ее научному мышлению и пониманию основных проблем современной науки.

Л.В. Шапошникова

академик РАЕН и РАКЦ,

Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха,

Заслуженный деятель искусств РФ

 

* * *

Труды Елены Рерих – завершенный продукт литературного гения. Это не просто труды выдающегося ученого и великого философа, но прежде всего послания просвещенного провидца, в чьем сострадательном сердце живет стремление к совершенствованию этого мира, желание донести до нас благословение высокой Истины.

П. Шарма,

доктор философии, профессор, Индия

 

* * *

Елена Ивановна Рерих… Её философско-этические труды имеют большое значение для развития науки и культуры современного общества.

А.С. Дзасохов

Председатель Комиссии Совета Федерации по культуре,

заместитель председателя Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО

 

* * *

Традиционно в исторических анналах имел признание мужской гений. Отдание должного такой замечательной подвижнице культуры, как Е.И. Рерих, меняет привычные представления. Деятельность Елены Ивановны ознаменовала наступление эпохи Женщины, в которой изменилось как ее социальное положение, отношение к ней, так и ее самосознание.

Образ Е.И. Рерих, ставшей «Ведущей» не только для своей семьи, но и для многих людей в разных странах, обретает все большую полноту и многогранность. <...> Среди ее выдающихся достижений, подобно сияющей вершине, высится духовный подвиг созидания нового космического мышления — оплота будущей эволюции. Философия Космической Реальности, созданная Еленой Ивановной в сотрудничестве с Учителями Востока, явилась одним из наиболее важных событий истории культуры прошлого столетия.

В.М. Плоских

Вице-президент Национальной академии наук Кыргызской республики,

В.И. Нифадьев

Директор Института мировых культур, академик

Ректор Кыргызско-Российского Славянского университета, академик

 

* * *

 Ее [Елены Ивановны Рерих] вклад в познание нового космического мышления трудно переоценить. Вся ее жизнь — это жизнь мыслителя, философа, ученого, общественного деятеля. Это жизнь, отданная Учению Живой Этики.

Философско-духовное наследие Елены Ивановны Рерих становится актуальнее с каждым годом, ибо эволюция не стоит на одном месте.

Руководство Центра восточных языков и культур

и Софийского университета Св. Климента Охридского,

София, Болгария

 

* * *

 Творческое наследие русского философа и культурного деятеля Елены Ивановны Рерих представляет огромную ценность для всех народов, так как насыщено великими идеями, имеющими эволюционное значение для развития сознания людей и мировой культуры.

Н.Е. Скиба,

Ректор Хмельницкого национального университета,

профессор, д.т.н.

 

* * *

 Богатый опыт международной культурно-просветительской и научно-организаторской деятельности Е.И. Рерих, ее обширное литературное наследие занимают важное место в истории нашей культуры.

А.П. Фалалеев

Проректор по научной работе

Севастопольского национального технического университета,

доцент, к.т.н.

 

* * *

 Литературные сборники Елены Рерих заключают в себе многие парадигмы, которые выходят за пределы настоящего времени.

Л. Чандра

Директор Международной академии индийской культуры,

доктор философии, профессор, Индия

 

* * *

Е.И. Рерих тонко чувствовала, любила и знала культуру Востока, его древние духовные учения, глубину философской мысли. Это позволило ей стать автором ряда оригинальных книг и осуществить переводы на русский язык, что помогло существенно продвинуться многим исследователям и ценителям восточной мудрости. Малоизвестен и недостаточно оценен еще ее вклад в становление и развитие новой одухотворенной науки, открывающей беспредельные пути познания взаимосвязей человека с Космосом.

С.М. Некрасов

Директор Всероссийского музея А.С. Пушкина

 

* * *

 Всей своей многогранной деятельностью Е.И. Рерих стремилась направлять человечество к широкому мировоззрению, освобождать от суеверий и предрассудков и утверждать истинное знание как путь эволюции. И сегодня особенно важно донести до сознания людей раскрытые в ее трудах истины о новом космическом этапе эволюции человечества.

В.Г. Извеков

Директор Музея истории города Ярославля

***