«Грани Агни Йоги» (Записи Б.Н. Абрамова) о творчестве Н.К. Рериха

Гр.А.Й. 1954 г. 262. Память о Гуру1 почтим тем, что отметим день памятный. Где он, далекий и ушедший? Жив, работает и близок, но за пределами плотного мира. Если бы сознание позволяло, видели бы и слышали и общение имели. Но для этого сознанию надо подняться очень высоко. Не могут ушедшие духи спускаться к нам, но нам до них можно подняться. Конечно, сообщение может быть только мысленное при условии же, что эти мысли очень высоки и утонченны и достигают почти высот огненных. Но сознание в плотных слоях пребывает и яро заполнено их вибрациями, и среди них трудно утвердить мысль огненную, мысль высшую, мысль, свойственную огненно тонким слоям Надземного Мира. Мир Тонкий и Огненный принимают участие в жизни земной. И Гуру так же плодоносен в творческой деятельности своей, как и на Земле, только ограничениями земными уже не связан. Можно было бы его ощутить, если бы мысль яро к нему устремилась, отбросив всю земную нагрузку, не позволяющую ей подняться. Кому это по силам? Кто, будучи на Земле, от себя и дел земных отрешился. Конечно, Гуру работает в Твердыне, ибо Твердыня есть оплот и основа всех трех миров. Не все Архаты воплощены в физических телах. Он с теми, кто работает вне тела. Работы много. Она носит планетно-космический характер. Коллектив работников, составляющих ядро Твердыни, творит великое дело свое при условии, когда сознание членов его открыто всем мирам. Как сознание человека есть место встречи всех миров, так и явление Твердыни есть место, где все миры соприкасаются и открыты тем, кто является членом Великого Братства. Поэтому Гуру, ушедший с Земли, находится с Нами так же, как и на Земле он сердцем всегда пребывал с Нами. Будучи Архатом высокой ступени, и дела творит соответствующие. Но вас, на Земле оставшихся, встретит, когда вы перейдете Великие Границы. В сердце вас имел при жизни на Земле, имеет и сейчас. Ни любовь в нем, ни преданность не умирают. Потому в сердце своем хорошо пронести до конца эти бессмертные огненные знаки высшего понимания и сохраненной связи сознания ученика с сознанием своего Гуру.

Гр.А.Й. 1954 г. 396. Гуру явился порогом к Учению новому жизни. Благодаря ему и через него подошли многие. Ведь надо было дать совершенно новое направление мысли и в формах необычных. И провозвестником единой и вечной Истины, старой как мир, но новой по форме при каждом провозвестии и созвучной ступени эволюции, и явился он, Гуру, Наш доверенный и Посланник. Конечно, великое поручение доверяется лишь самым ближайшим. Выполнил ли? Выполнил. До конца, до момента, когда Мы Нашли нужным его отозвать обратно в Твердыню. Уход был преждевременным, но по Нашему решению, ибо планетные условия нельзя было соизмерить с дальнейшим пребыванием и работой на плане земном. Готовится к новому Поручению, еще более великому, ибо велико будущее Земли. Вам, стоящим на переломе двух миров, старого и нового, трудно представить величие идущего Света, но Мы Видим и Готовим своих учеников к выполнению грядущих задач эволюции. Если бы знали, что ждет впереди, сердца ваши наполнились бы радостью и ликованием. Ибо неотвратимо чудо новой жизни приближающейся. Владыка Ушел, но с вами во все дни до скончания века. Гуру ушел и пребывает с Владыкой, а следовательно, и с вами тоже всегда. Едино средоточие всего сущего, и этим средоточием Является Иерархия Света. Кто говорит, что умер, когда жив и в теле Света ярую деятельность уявляет. Обычное представление о вещах надо оставить вам, следующим за Мною. Твердыня открыта всем мирам и со всеми мирами, видимыми и невидимыми, сотрудничает. По-человечески тяжек уход Гуру для близких, но космически нужен, ибо плодоносно и сияюще сотрудничество Гуру-Архата с Владыками Света. И вас видит, и о вас знает, и заботится о многом, и можно коснуться, но лишь в духе, сердце высоко подняв на крыльях Света. Жив Гуру и с Нами.

Гр.А.Й. 1954 г. 411. Когда Спаситель был предан позорной смерти, вокруг Него осталась лишь небольшая группа людей, Его признававших. И если будем судить о Его подвиге и результатах, достигнутых к тому моменту, то каковы были бы выводы? Настоящее не может служить критерием для будущего, если не оценена и не видна его внутренняя сущность. Гуру ушел, и все о нем забыли, даже большинство из тех, кто с ним соприкасался. Помнят лишь ученики да друзья верные. И их немного. Но дано Учение, и каждый, читающий его, уже неизбежно должен понимать внутренним скрытым зрением Гуру. Но трудно судить по поверхностному настоящему. Судить по нему может тот, кто знает, а знающий знает о той Великой Миссии, которую он выполнил, о том Основании, которое заложено при начале Новой Эпохи, о тех семенах Нового Мира, которые обильно посеяны в пространстве и среди масс людей и которые в должное время должны дать свои всходы. Но время еще не пришло, лучи Солнца Новой Эпохи еще не согревают Землю настолько, чтобы произрастание стало видимым, хотя внутри уже пробуждается жизнь. Но как Евангелие было распространено по всей Земле, так и Учение Жизни станет основою жизни. Но Евангелие было в Рыбах, а в Рыбах была кровь, и конец Кали Юги благовестию не благоприятствовал. Но Учение Жизни новым оборотом спирали раскрываемой человечеству Космической Истины является не только продолжением того, что дано в Евангелии и всех прочих великих Учениях, бывших до него, но и развертыванием новых аспектов этой Истины, широких и беспредельных, которые не могли быть даны две тысячи лет назад, когда люди находились на известной ступени развития. Теперь наступает время Сатиа Юги, потому Учение Жизни дается обильно, на грядущие тысячелетия. К нему подойдут все, и все от него почерпнут, и тогда, когда оно засияет в сознании миллионов людей, тогда, только тогда люди поймут и оценят тот подвиг земной, ту миссию и то поручение, которые Гуру выполнил по Решению Владык. Люди не спешат с признанием великих людей, они сперва заклеймят и унизят их и предадут забвению, чтобы возвеличить потом. Нужно ли называть примеры? Их сотни и тысячи. Разве гнали, преследовали одного Спасителя? Преследовали всех, кто нес человечеству Свет: одних убили, других замучили, третьих предали общественному презрению и остракизму. Много, много их, пострадавших за Свет, потому, если судить о величине Гуру, посмотрим на него, вдвинув явление его в будущее, когда сущность его станет во весь свой гигантский рост истинного Носителя Света, принесшего человечеству провозвестие нового Учения духа, старого как мир, но Единого в сущности своей со всеми теми Учениями, которые были ранее даны Иерархией Света. Един Свет от Единого корня жизни, и провозвестником этого Единого Света в новых условиях Земли и был почитаемый Нами Гуру.

1958 г. 746. (610). (Гуру). Спросят, откуда успех? Ответьте – от опыта жизни, большого, многовекового и богатого знанием сущности человека. Град Китеж – символ страны, захороненной до времени под водами жизни от бурных волн потока времени. Под внешними формами град древний живет, представляя собою ядро, или душу народа. В лучших энергиях заложено основание, и не на время, но на века. В картинах и книгах моих найдете прозрение в эту основу, ибо на ней созидал. Потому и петербургского периода в творчестве своем не касался. Русь кондовая, Русь исконная, Русь Новгородская – Суздальская – Переяславская – вот она, настоящая. Ныне новое гармонически сочетаться будет со старым, настоящим и подлинным, но не временным, наносным и чужеземным. Прообраз этому будущему в своем творчестве дал: в полотнах, и книгах, и прочих трудах. В искусстве ищите, во всех формах его.

1960 г. Окт. 30. Творчество Гуру своеобразно, самобытно, необычно и производит совершенно особое впечатление на сознание, вызывая порой целый поток мыслей. Одно из его замечательнейших полотен – это картина «Настасья Микулична». Ее надо смотреть из самого дальнего угла комнаты, а еще лучше из коридора, и тогда красоты ее оживают и начинают сиять и светиться. И чем больше покоится глаз на этой картине, тем больше мыслей рождает она в сознании. И кажется, что это не просто картина, но великое будущее нашей Родины, запечатленное на полотне. Ведь она написана в 1943 году, когда гитлеровские орды, оснащенные продукцией техники всей Европы, еще угрожали нашей Стране и вторая Отечественная война была в самом разгаре. И в это трудное для нашей Страны время Рерих уже предвидел конечную победу над врагом, над нашими врагами и недоброжелателями. Настасья Микулична – это символ непобедимой мощи Нашей великой Родины. Мощная фигура женщины, мощный конь на фоне пылающей зари Нового Мира, когда Родина Наша, отразив всех врагов, выходит как победительница на мировую авансцену. Заря Нового Мира, освобождающегося от темного наследия прошлого, от войн, крови, насилий, колониального рабства и всех видов угнетения и порабощения человека человеком, победно горит над планетой. И ведущей весь мир за собою страной, все народы земли, является Родина Наша, воплощенная в образе могучей фигуры Настасьи Микуличны, на крепком и сильном коне. Она в доспехе, но не вооружена, она не бряцает оружием, она никому не угрожает. Она несет Миру мир и в длани ее – поддерживаемые ею фигурки людей, словно символ малых народов или всего человечества в целом, на охрану мира, счастья и интересов которого мощно выходит Она в пылающих красках зари Нового Мира. Она еще в броне и доспехе, чтобы предательская вражья рука не могла нанести внезапно удар из-за спины. Но такой силой уверенности и несокрушимости веет от этого образа, и конь столь твердо ступает вперед в это сияющее победой и счастьем будущее, что невольно возникает вопрос: каким глубоким чувством предвидения обладал Рерих, чтобы так жизненно изобразить его на полотне? Он словно видел эту победную поступь нашей Родины и ее ведущую роль на мировой сцене. Да, она никому не угрожает, да, она несет миру мир, да, она является защитницей малых народов и всех угнетенных, да, к ней с надеждой и верой устремлены ныне миллионы глаз во всех уголках планеты, да, она возглавляет борьбу со старым, обреченным, уходящим и разлагающимся миром и ведет за собою народы и эту победную мощь. Конь поднимается на возвышенность, он еще на нее не ступил, а когда ступит, рассеются последние тучи мрака и Наша великая Страна предстанет перед народами мира во всей своей непобедимой мощи, утверждающей мир всему миру, и счастье для всех народов земли, и полную окончательную победу Нового Мира над старым, когда войны, насилия и рабство во всех его видах будут лишь в прошлом.

1960 г. Окт. 31. А вот другая картина – «Три короны». В смертный бой вступили три короля. Из-за чего бьются они? Что хотят отнять они друг у друга? Может быть, Константинополь и проливы или черноземные богатые равнины Украины? Или увеличить новыми владениями лоскутную монархию? Но бьются трое: картина написана в 1914 году, когда разразилась первая мировая война и кайзер Вильгельм, Иосиф Австрийский и Николай Романов вступили в войну. На картине высоко в небе, над сражающимися фигурами уплывают три короны, чтобы никогда уже более не вернуться на их незадачливые головы. Так, снова художник предвидел ход мировых событий и исход великой войны. Этому можно не удивляться, понимание будущего свойственно некоторым выдающимся людям.

Картина «Город обреченный» производит особенно глубокое впечатление. На фоне грозного огненно-красного неба стоит огромный темный замок, стоит, видимо, века. В его окнах отражаются красные отблески зарева. Кровавое небо – символ грядущей войны, а красные и алые краски – символ идущей за ней революции. На фоне этих красок обреченность старого замка, старого мира. Потому-то неизбежность, какая-то неумолимость хода исторических событий чувствуется в этих тонах, словно предвидел художник и неизбежность кровавой войны, и неизбежность последовавшей за ней революции, когда красные знамена были подняты во имя освобождения народов от оков старого мира. И то, что старый мир бесповоротно осужден законом исторической справедливости и законом общественного развития, явствует из самого названия картины «Город обреченный». Ибо мир старый действительно обречен, и как бы ни старались защитники войн, и насилий, и колониального рабства, и все противники Нашей Страны его отстоять на всех ассамблеях мира, он обречен, и уйдет, и уступит дорогу Новому Миру свободы и счастья, Миру без войн, Миру, освобожденному от всех видов рабства, Миру, который строится и утверждается Нашей Великой Страной и Теми, Кто ведет ее и за нею весь мир и все народы земли в это сияющее светлое будущее.

1960 г. Нояб. 10. Толстой Л. Н. велик тем, что в своих произведениях мастерски отобразил жизнь, которую он видел и которая была ближе ему по времени. Точно так же Рерих на полотнах своих запечатлел жизнь, как он ее понимал или видел. В картинах, посвященных Востоку, отображена жизнь его народов, ее особенность, своеобразие, их представления об окружающем мире, их устремления и надежды и даже философские концепции. Душу народов Востока запечатлел Рерих на своих полотнах и жизнь, быть может, не всегда понятную тем, кто не соприкасался с нею так близко, как соприкоснулся художник, много путешествуя и долго живя на Востоке. Те, кто не имели представления об изумительной игре красок Гималайских гор, даже упрекали его в неестественности и надуманности его работ. Но они не видели того, что видел Рерих. Так же не всегда сразу понятны те его картины, в которых знакомит он нас с легендами или философской мыслью Востока, с их надеждами на обновление мира, связанными с именами их легендарных героев. Но с уверенностью можно сказать только одно: Рерих на полотнах своих отобразил душу народов Востока, и отобразил это правдиво и жизненно. Недаром на надгробном камне имеется надпись: «Великому русскому другу индийского народа».

1962 г. Янв. 12. § 41. Картина «Ждущие» – символична. Ждать тоже надо уметь. Пусть ожидание будет всегда плодоносным. Светоносно оно, ибо объединяется со Светом будущего. Плодоносное ожидание – мудро.

1964 г. Окт. 12. § 516. Итак, выставка все же состоялась. Уже понимаете, что каждое полотно – это кристаллы сгущенного Света, собранного в определенных сочетаниях в форме картин. Каждый смотрящий на нее вступает в соприкосновение с энергиями огней, в ней заключенных. Отсюда проистекает и то влияние на посетителей, которое оказывают предметы творчества рук человеческих, созданных при участии огней духа. Человек может не отдавать себе отчета в том, что происходит, и тем не менее воздействие от этого не уменьшается. Сознательное отношение к явлениям такого порядка еще более усиливает эффект. Таким образом, значение выставки картин Гуру имеет очень большой и глубокий смысл, оставляя неизгладимый отпечаток на сознании. Многие хотя и не понимают того, что происходит, но все же чувствуют нечто необъяснимое, не поддающееся выражению словами. Если бы со стороны Тонкого Мира было бы можно взглянуть, то увидели бы, как облако Света стоит, окружая собранье полотен, и отсвет его озаряет окружающее пространство. Произведения истинного искусства действительно служат источником Света, не меркнущего во времени.

1965 г. Нояб. 22. § 523. Полотно «Сострадание» совершенно исчерпывающе и ясно выражает идею действительного сострадания и действительной помощи путем принятия на себя боли или тягости того, кому выражается сострадание или оказывается помощь. Скажите тем, кто говорит о помощи людям, что каждый имеет полную возможность помочь чужому горю, если его желание настолько искренне, что готов он взять на себя его тяжесть. И сразу увидите, насколько уменьшится число желающих помогать. Большинство болтающих и говорящих о помощи и служении человечеству думают это делать, не поступаясь ничем. Помощь действительной будет только тогда, когда разделяется тягость другого и на свои собственные плечи берет помогающий часть кармы того, кому оказывается помощь. Так Поступает Учитель, так поступают все, чье сердце горит огнем сострадания.

1966 г. Июль 14. § 430. Знайте, что рукотворчество Гуру есть процесс особого огненного напряжения и что в полотнах его кристаллизованы энергии Света, которые незримо излучаются и действуют на тех, кто их созерцает и чье сердце достаточно чутко и открыто для восприятий тонких энергий. Поистине, его полотна можно назвать контейнерами сгущенного Света, который пульсирует жизнью, незримо, но мощно воздействующей на окружающее. Спокойная, упорная и постоянная мысль, обращенная к Гуру, устанавливает с ним мост связи. Мысль не абстракция, но живая, активная сущность – энергия, способная передаваться через пространство.

1969 г. Фев. 25. § 123. Каждая картина, созданная художником, представляет собою комбинацию известных красок, или их гармоническое сочетание, то есть синтез. Чем краски гармоничнее, тем совершеннее их синтез. И, когда эта гармония достигает высокой степени совершенства, краски начинают светиться, или сиять.

1970 г. § 423. (Гуру). О познавательном значении искусства думают мало. А между тем искусство – это путь познавания тех явлений и областей жизни, которые познать другим путем невозможно. Поэт и художник как бы прозревают в сущность вещей и видят то, чего иначе увидеть нельзя. Можно задать себе вопрос: откуда композитор черпает свои мелодии? Из себя? Но их в нем нет, они приходят откуда-то. Откуда? С какими сферами связывается он, чтобы получить материал для своего творчества? Искусство есть прямой путь к осознанию Высших Миров.

1970 г. Сент. 5. § 551. «Крик Змия». Змия такого никто не видел на Земле, следовательно, это явление тонкого порядка, имеющее отношение к астральному Свету, в связи с состоянием пространства и предчувствием наступающего грозного времени для всей планеты как прозрение в область грядущих событий. Тогда, когда писалась картина, еще ничего не было, но дух художника чуял надвигающуюся волну событий общепланетного размаха, кармически неотвратимых. В данном случае Змий является символом знания, знания глубокого и Сокровенного. Люди оповещаются о наступающем будущем, которое теперь для всего человечества стало уже прошлым, правда, еще не завершенным до конца, но завершающимся к указанному сроку.

1970 г. Нояб. 3. § 713. Какими прекрасными образами наполнил Гуру пространство, и в каких прекрасных полотнах частично были запечатлены эти образы в плотных, земных, формах. Говорю: частично, ибо семь с лишним тысяч картин, оставленных им миру, представляют собою только малую долю того, что создал он своей мыслью. Правильно названы его полотна идеограммами, то есть картинами, ярко включающими в себя определенные идеи, четко запечатленные в красках, в изумительно гармоничном их сочетании. Скажу больше: полотна его представляют собою кристаллы сгущенного Света, которым насыщены творения его рук. Внешняя форма картины, видимая земным глазом, наполнена внутренним невидимым содержанием, Светом сгущенным, который неотделим от картины и который мощно воздействует на того, кто на нее смотрит. И если сознание позволяет и достаточно чутко, то это воздействие очень сильно и длительно. Выражаясь языком современности, художественные произведения Гуру являются контейнерами Света, собранного им силою его творческой мощи в его изумительных полотнах. Многие замечали, что светятся краски на картинах его.

1971 г. § 422. (Гуру). Все мои картины прошли через мое воображение, прежде чем были запечатлены на полотне. Содержание их показывает характер полетов мысли. Мысль кристаллизуется в картине в видимые плотные формы. Это и есть процесс творчества. Каждая картина двуполюсна, то есть вдобавок к внешним имеет свою невидимую мощную огненную форму, свой незримый двойник, – как и все в проявленном мире. Степень огненности формы незримой зависит от воображения и огненности духа творца. Творец и творение рук его связаны нитью незримой. На зрителя воздействует незримый двойник через свое внешнее выражение. Велика сила воздействия на сознание истинного искусства.

1971 г. § 693. (Гуру). Художник, творя свои картины, вкладывает в них силу своих излучений, степень и характер которых зависят от силы его творческого огня. Эти наслоения сопровождают полотна и остаются с ними на все время их существования, если огни, вложенные в них, достаточно стойкие. Воздействие таких аккумуляторов вибраций очень сильно. Чем огненнее творчество, тем сильнее воздействие. Можно представить себе, какова мощь великих произведений искусства, если созданы они при тесном объединении с Иерархией Света и если их творец сам является Иерархом высокой ступени.

1972 г. Май 30. § 283. Устремление в будущее и пребывание в нем разрушают власть текущего момента над сознанием. Велика эта власть, и освободиться от нее необходимо для полетов. Эта мысль запечатлена в картине «Гессер-хан». Стрела мысли, направленная мощной рукой в будущее, не символ, но прободение пространства в сферы грядущего и проникновение сознания в них.

В Сферах Высоких, где оформлено будущее человечества и намечено космическое течение его эволюции, огненная действительность уявлена в формах, и сочетание сознания с ними вводит его в космический эволюционный поток и в пророческих прозрениях позволяет видеть то, что уже существует в Сферах Надземного Мира. Прозрение в будущее ставит человека лицом к лицу с реальностью Высшего Мира.

***

Публикуется по изданию: Грани Агни Йоги. Записи Б.Н. Абрамова. 1960-1972 г. Новосибирск: "Алгим", "ППК "Полиграфист", 1993-1998.

***