Давид Бурлюк

Индия на холстах Н.К. Рериха

(Впечатления от новых картин)

Самоцветы гор, синева долин, дымка бесконечных ущелий... Лабиринты снов, сновидений, фантастика фантаста...

Писать отчет о творчестве Н.К. Рериха не приходится. Исследователи, знатоки искусства проделают этот счастливый путь.

Моя задача – поделиться <...> впечатлением от картин, написанных потомком русских варягов за одногодичное пребывание в горах Тибета, у подножия величественных Гималаев.

Музей Н.К. Рериха в старинном особняке-дворце на берегу величественного Гудзона. Там, за окном, течение холодных вод, а здесь, в стенах, своя особая тайная жизнь. И она охватывает душу кружевом легенд, тайн, возникших стихийно под творческой мыслью художника.

В первых двух этажах дворца-музея размещены два ста картин, созданных ранее. Но по лестнице вверх!..

Вспыхивают яркие электрические фонари и на стенах загораются самоцветы. Пылают алые взлеты гор, алмазятся девственные хребты горных кряжей и дымкой синей лежат, упадая вниз, ущелья, долины...

В этом призрачном крае живут особые люди, не похожие на нас с тобой, читатель... Эта страна, привезенная в бухгалтерскую Америку Н.К. Рерихом, создана для мыслителей, для тех, чье сердце бьется в унисон с горными водопадами. Там нет мужчин с Уолл-стрита, нет герлз с Пятой авеню – там живут целомудренные, изысканные, спокойные, как горная вершина на рассвете, и гибкие, как нить горной воды, стекающей с бамбуковой пластинки... Юноши, девушки, старцы.

Семь серий... Они, эти семь серий, завивают фантазийный танец. Они уносят от скучной земли – в мир горных сказок.

«ЕГО СТРАНА»

Здесь прекрасны виды Гималаев.

«Помни» – большой холст с панорамой гор, всадник и две женщины у горного храма.

«Гонец достигающий» – алые ступени гор на закате.

«ГИМН СВОБОДЕ»

«Книга мудрости» – лама на фоне гор.

«Ведущая» – девушка ведет юношу, ведет по нитям горных тропинок-невидимок. Верит юноша девушке, и она все выше поверх пропастей взводит его!..

«Превыше гор» – горы, а над ними девушка в небе – передана поэзия воздушного лёта.

«Жар-цвет» - растение, горящее ночью, на фоне лунным светом залитого пейзажа. Меж камней расцвел куст, пылающий в ночи... Кто-то крадется к нему.

«НЕДРА»

Экспедиция, всходившая в текущем году на Эверест, при спуске посетила Н.К. Рериха, работавшего в Дарджилинге. Увидев одну из картин мастера, путешественники воскликнули: «Вы изобразили то место, дальше которого нам не удалось подняться... Полет Вашей фантазии легко открывает Вам те недосягаемые высоты, для которых мы должны были поплатиться лишениями, рисковать жизнью и крайними силами».

Все картины написаны у подножия Эвереста. На фантастических взлетах гор везде, там и здесь, видны храмы, схожие с каменными курильницами, с коих в простор небес застывшее пламя стремится каменным конусом.

«СИККИМ»

В этой серии – «Красный Лама».

«ЗАРОЖДЕНИЕ ТАЙН»

Лао Цзы едет в Тибет учиться мудрости; мудрец Китая на мычащем быке... Здесь ряд картин под изысканным влиянием тибетской живописи. Здесь начало искусства. Высшее мастерство, сплетенное с мастерством первых.

«ТИБЕТСКИЙ ПУТЬ»

«Горный источник» – девушка, ждущая, пока наполнится ее кувшин:

Бесконечен гор шатер,
Но тонка воды струя,
Девы в пропасть брошен взор,
Полн пока кувшин до края.

Но струя воды тонка...
Пропасть синяя стремнины,
Тучи, горы-исполины,
Девы гибкая рука.

Все полно глубин Востока.
Тайны вещей колыбель!..
И кувшин цветной истока
Песни, павшей сквозь свирель.

Я набросал этот экспромт мысленно, взглянув на этот чудесный холст. К каждой картине Н.К. Рериха можно набросать строки цветных поэм. Дух поэзии, настроений вдохновенных истекает из холстов Н.К. Рериха. Картины содержат в себе так много, что каждому – могущему взять – открывается счастливейшая возможность.

1924

***

Бурлюк Давид Давидович (1882–1967) – русский поэт и художник-футурист. Автор ряда статей и монографии о творчестве Н.К. Рериха, его портретов.

Публикуется по изданию: Бурлюк Д.Д. Индия на холстах Рериха (Впечатления от новых картин) // Русский голос. Нью-Йорк. 1924. 23 нояб.

***