Особенное

Лето 1930 года мы с Юрием проводили в Париже на Аве­ню Камоэнс. Была большая квартира с длинными темными коридорами. Дом старый, но подновленный. Прислуга-испанка уверяла, что она слышит в коридорах какие-то странные шу­мы, но мы не обращали внимания на ее заявления. Однажды около полуночи Юрий проходил по коридору и услышал со­вершенно явственно, что перед ним кто-то шел, как бы шар­кая туфлями по полу. Другой раз рано утром Юрий проснулся, точно разбуженный, и увидал около постели пада­ющий горящий дирижабль. Юрий разбудил меня, говоря, не произошло ли где несчастья? В то же время погиб в Бельгии дирижабль, летевший из Лондона в Индию.

Но самое поразительное явление в этом доме было с чер­ной кошкой. В восемь часов утра я вышел в столовую, где уже был накрыт стол для кофе. Столовая имела одну дверь и против нее большое венецианское окно, тогда запертое. На белой скатерти стола сидела большая черная кошка с голубой ленточкой на шее и пристально смотрела на меня яркими желтыми глазами. Мы все кошек не любим. Далекий от вся­ких потусторонних мыслей я обернулся к Юрию, который был тогда в спальне, и сказал: «Какая гадость, кошка забра­лась» и тотчас опять посмотрел на стол, но там никакой кош­ки не было. Мы осмотрели всю комнату, в которой, кроме буфета и стульев, ничего не стояло. Спросили прислугу, ко­торая в то время несла кофе, но ни она, ни консьержка о такой черной кошке никогда и не слыхали. Так мы о нашей «гостье» больше ничего не узнали. Правда, именно на этом месте всегда сидела некая дама, которая впоследствии обна­ружила все свойства черной кошки с желтыми злыми глаза­ми. Не была ли кошка предупреждением? Сколько таких эпизодов можно записать!

Однажды сенатора Кони спросили, не бывало с ним чего-либо необычного, необъяснимого? Он задумался, а затем улыбнулся и сказал: «Все-таки был один такой случай». Ока­зывается, Кони имел тайное расположение к одной особе. Но о своем чувстве он никому никогда не говорил. Уже после смерти этой особы, в один из памятных ее дней, посыльный принес объемистую посылку, которая оказалась мраморным бюстом этой особы. Откуда? Кто послал? Почему? Кони ни­когда не узнал.

Да, бывают такие посылки. И Е. И., и Юрий, и Святослав[192] знают, как из парижского банка приходит повестка о посылке. Много надземного и среди земной жизни.

1938 г.

***