175. К вопросу о человечестве, как о сердце едином, надо обращаться часто. Слишком много невежества и преград везде, где должно быть дружественное сотрудничество. Следует написать историю разделения человеческого сердца.

176. Среди психических исследований забыто одно весьма существенное. Никогда не производилось сравнения между сознанием самого низкого дикаря и сознанием самого высокого мыслителя. Конечно, такая работа требует долгих наблюдений. Но различие таких сознаний будет поражающе. Оно позволит судить не только о многоразличии человечества, но и направит мысль на сознание мира животного и растительного.

Поистине, животные имеют развитое сознание. Оно выражается не только в приручении зверей, но именно в жизни вольной. Также не будет нелепо говорить о сознании растений. Мы уже знаем о нервах растений, но, больше того, можно различать не только отзывчивость на свет, но и привязанность к определенному человеку. С одной стороны, будет человеческая психическая энергия, но с другой, также будет тяготение к определенному лицу. Можно заметить, как растение, чтобы сделать приятное любимому человеку, даже цветет в неурочное время. Много подробностей можно привести из непосредственных наблюдений.

Но Наше желание напомнить, что сознание живет гораздо глубже, нежели полагают.

177. Минералы тоже имеют зачаток сознания, но этот язык слишком удален от человеческого.

Можно производить много опытов над речью и мыслью, но для такого исследования требуется долгое время и особое терпение. Кто может пожертвовать собою, чтобы без видимых последствий упорно продолжать наблюдения? Тоже можно знать, что следствия могут оказаться в неожиданном месте. Ведь законы психической энергии иногда трудно уловимы. Они действуют гораздо обширнее человеческого воображения.

***